Она две недели пила растопленный снег
– Я с волонтёрами из ДНР заезжала с едой к местным жителям в Волноваху. Мы подъехали к покосившемуся дому с чёрными дырами от обстрелов. От этого дома практически ничего не осталось – только стены, – рассказывает военный корреспондент Карина Басок. – Единственное, что осталось целым, – это ворота, на которых было написано: “Не стрелять – мирные жители”.
Ко мне навстречу вышла пожилая женщина в резиновых шлёпках и носках, несмотря на то что в Волновахе было холодно и лежал снег. Помимо этого у бабушки была грязная одежда и чёрные руки, так как воды в Волновахе нет. Она представилась Валентиной Войтенко. Я протянула ей две буханки хлеба, после чего пенсионерка начала рассказывать, что происходило во время боёв в Волновахе.
27 февраля она услышала громкий звук, испугалась и побежала прятаться в подвал собственного дома. В нём она просидела несколько дней. Женщина пыталась выйти за едой, но не получилось: Валентину контузило от взрыва.
Она кое-как дошла до подвала и несколько дней лежала без движения. Уже через пару дней ей стало лучше. Для того чтобы выжить, старушка растапливала снег. В итоге женщина прожила в подвале 12 дней: без еды, питьевой воды и сотовой связи. Тогда с ней была только её кошка.
Когда украинские военные отошли, а армия ДНР уже зашла в город, Валентина выйти из подвала не решилась – боялась, что это украинская армия. Ещё через два дня военные из ДНР нашли её и вытащили из подвала. Когда женщина вышла, то увидела мёртвых соседей на обочине, с оторванными конечностями. После этого она заплакала и упала в обморок.
Учительница смотрит на разрушенный дом
– Я еду по Волновахе. Через автомобильное стекло замечаю хрупкую женщину, смотрящую на разрушенную пятиэтажку. На лету выпрыгиваю из машины, чтобы сфотографировать её.
Я подхожу и трогаю её за плечо, а она не реагирует, Всё это время она смотрела на дом серыми, стеклянными глазами. Сажусь на корточки и говорю: “Я вам хлеб привезла, будете?” – вспоминает Карина. – Как оказалось, эта женщина создала авторскую программу, с помощью которой выучить английский стало в два раза проще. Ещё она рассказала, что её хорошо знают в Киеве, поэтому имя упоминать в СМИ не нужно. А ещё учительница целыми днями смотрит в окна своей квартиры, которой больше нет…
Ещё она попросила привезти электрика из Москвы, а взамен она научит меня говорить на английском языке. Мне показалось, что она одинокая женщина, потому что большинство местных жителей пытаются отыскать родственников либо уехать, но её волновала только разрушенная пятиэтажка.
Встреча с учительницей была короткой, но запоминающейся. После таких встреч я всегда слушаю Тимура Муцураева, – рассказывает Карина. – Другая музыка не сочеталась с моим настроением на тот момент. Несмотря на то что его считают боевиком, в его песнях были антивоенные мотивы.
Артиллерийский снаряд
– Известная история, об этом даже по телевизору показывали, – рассказывает Карина. – В Донецке от артиллерийского снаряда была разрушена девятиэтажка на улице Пинтера. Житель дома Дмитрий Трученко рассказал, что в первые дни после взрыва пожарники разбирали завалы, а полиция охраняла здание и не пускала даже жителей квартир.
Люди надеются, что дом восстановят. Дмитрий рассказал, что на место происшествия приезжали инженеры, ЖЭК, администрация ДНР, но дом как стоял разрушенный, так и стоит. Ещё был случай, когда какой-то начальник заявил, что разрушенная девятиэтажка – проблема собственников квартир. В итоге никто не знает, кто и когда будет восстанавливать дом. Дмитрий сказал, что для местной власти сейчас восстановить Мариуполь актуальней, чем Донецк.
Дмитрию предлагали эвакуироваться в городскую больницу Донецка, которую оборудовали под общежитие, но он отказался и поехал жить к родственникам, потому что в бывшей больнице плохие условия для жизни. Он также пожаловался, что местная администрация отчиталась перед телевидением: якобы жителям разрушенного дома выплатили денежную помощь и выдали продукты, – возмущается Карина. – Но Дмитрий сказал, что денег ему не дали.
Денег на жизнь у Дмитрия нет. Единственные деньги – это пенсия его мамы – 10 тыс. рублей. Он сказал, что сейчас работы нет, так как все мужчины ушли на фронт. Я рассказала эту историю не просто так. Я уверена, что эту тему важно поднять в СМИ, так как людям буквально негде и не на что жить.