Знакомство с обновлённым театром началось с экскурсии, которую для Metro провела заместитель художественного руководителя Карина Захарова.
Хрупкий монолит
– Изначально мы думали, что ремонт будет скорее косметическим – поменяем кресла, покрасим стены, поменяем оборудование, – признаётся Карина, то и дело отвлекаясь на телефонные звонки и решая оперативные вопросы по ещё активно идущим работам. – Но когда уже после начала ремонтных работ провели дополнительное исследование – ахнули. Буквально ткнули в стены, оказалось, там труха.
Театру пришлось полностью менять всё, что казалось сделанным на века, – опоры, колонны, перекрытия. Входные колонны перекладывали, потому что внутри была сгнившая арматура. Портик при входе в театр был в аварийном состоянии – в любой момент могло что-то тяжёлое от него отвалиться прямо на головы зрителей.
– Всё было в ужасном состоянии, потому что с 1932 года не проводили капитального ремонта, – продолжает зам. худрука. – Это был один из первых в СССР монолитных домов, проект Бориса Иофана. Делали каркас железобетонный, туда заливался цемент. Но представьте СССР в 1930-е годы. Какой цемент тогда мог быть? Страна нищая, в стройматериалы совали всё что можно – тряпки, щепки. И всё это 90 лет гнило.
Жуткие ступеньки
Ещё одно неприятное открытие ждало руководство театра, когда во время ремонта набережной обнаружилась страшная история ступенек, ведущих к зданию.
– Оказалось, что это были плиты с соседнего кладбища – с именами, датами жизни. Представляете, мы годами ходили по могильным плитам...
Теперь, конечно, всё заменили. Плиты пронумеровали, перевезли.
Особая гордость
В театре практически не осталось элементов исторического интерьера, за исключением огромного панно над сценой.
– Кажется, что это мозаика, но на самом деле это особый вид живописи, – объясняет Карина Захарова. – Сейчас картинка яркая, а была в жутком состоянии.
Находки
Во время реконструкции было сделано несколько настоящих открытий. Оказалось, что (наверное, из-за холода) многие окна были долгое время забиты.
– Щитами их забивали, сверху клалась штукатурка, и на месте окон возникали стены, – рассказывает Карина. – Мы заново их открыли, и теперь здание приняло свой прежний вид. Обилие окон, восстановились линии, присущие конструктивизму.
Соседство
В ответ на вопрос о мистической атмосфере здания Карина признаётся, что подолгу находиться тут достаточно тяжело.
– В Доме на набережной до сих пор живут потомки репрессированных. Мы во время ремонта находили потайные коридоры, ходы в жилые подъезды, возможно, из них вывозили людей... Ну и в целом быть частью жилого дома означает большие сложности. К счастью, жители выдержали нашу стройку, теперь будем водить их на спектакли – надо дружить в любом случае.
4 вопроса к худруку
Геннадий Хазанов: "Будем оправдывать название театра"
Я правильно понимаю, что целью реконструкции было обновление исторического интерьера? Никаких радикальных изменений я не заметила.
– Да, правильно. Мы не хотели ничего переделывать. Это прекрасное здание, зал – один из лучших в Европе. Это не моё мнение, так сказал человек, который хорошо разбирается в вопросе. Правда, зал у нас не театральный, а концертный. Потому что изначально это здание строилось как кинотеатр. Знаете, в 1961 году Олег Николаевич Ефремов вместе с министром культуры Екатериной Фурцевой, отсматривая площадки для расположения театра "Современник", приехал и сюда – тогда тут был клуб Совета министров СССР. Ефремов посмотрел здание и сказал: "Нет, в этом сарае театр играть не может". Ему показалось это сараем...
Сейчас это точно не сарай. Но кажется, что попадаешь в другое время – настолько точно сохранён стиль в интерьере.
– И это прекрасно. Когда я сегодня вхожу в залы, построенные до Великой Октябрьской социалистической революции, – Большого, Малого театров, Театра оперетты, – я прихожу в восторг. Ощущение, что, заходя в них, люди уже поднимаются на ступеньку выше своего обычного существования.
Когда я готовилась к интервью, фантазировала, что мы пойдём в ваш кабинет. А кабинеты худруков – обычно настоящие музеи...
– Я вам скажу честно: я в этом кабинете никогда подолгу не нахожусь. Я не кабинетное животное. Совсем. Тем более что пять с лишним лет театр был закрыт и у меня не было кабинета. Но я и не люблю, моё место – сцена. Я ведь вообще не чиновник. Мне это скучно и совсем неинтересно. Но если это является подспорьем для творчества, тогда годится. Став руководителем, я никогда трона под собой не чувствовал.
После такого долгого перерыва, наверное, сложно было выбрать спектакль для открытия?
– Мне кажется, что мюзикл "Между двух миров" – отличный вариант для открытия. Он отражает характер нашего репертуара. Прекрасная пьеса, музыка Александра Журбина, замечательные артисты.
В целом – если мне Господь даст ещё сил и времени, – я хотел бы увести наш театр от жёсткого пребывания в драматическом пространстве. У нас в Москве очень много театров, такого количества нет, по-моему, нигде в мире. Поэтому мы будем стараться приближаться к оправданию эклектичного названия театра – "эстрады". Станем платформой, как сейчас модно говорить, для креативных проектов.
Даже если у нас и будут идти драматические спектакли, то они будут связаны с миром концертной деятельности. Будут танцевальные, музыкальные шоу, репертуар уже расписан до конца следующего года.
Театр эстрады в кадре
Фасад
Привычный вид театра как будто остался в первозданном виде, но на самом деле все колонны и ступени были заменены на новые, более прочные.
Панно
За восстановление знаменитого панно команда реставраторов получила награду на конкурсе "Московская реставрация". Реставрация длилась около полугода.
Купол
Потолок напротив входа в здание театра раньше был просто белым. Но реставраторы обнаружили под краской вот такую ажурную красоту.
Легенды
Постеров с фотографиями артистов в коридорах стало значительно меньше, вместо 130 – 30. Геннадий Хазанов распорядился оставить только изображения народных артистов СССР. Не пожалел даже постер с собственным изображением.
Зал
Изначально созданный как концертный, он был адаптирован под современную универсальную площадку. Подняли уровень задних рядов, сменили всю техническую часть, автоматизировали свет, звук.
Артефакт
Ещё одна реликвия театра, чудом сохранившаяся, – старинное фортепиано 18-го века. Кто на нём играл, неизвестно, но можно много всего нафантазировать.