Во что реставраторы превращают подвалы вагоносборочного цеха на Красной Пресне

Подвалам вагоносборочного цеха на Пресненском Валу, построенным под конец XIX века, вернут исторический облик. Корреспондент Metro спустился под землю и окунулся в противостояние Российской империи и Советского Союза
Во что реставраторы превращают подвалы вагоносборочного цеха на Красной Пресне
Предоставлено пресс-службой застройщика
Выход из подвала был да сплыл.

На Пресненском Валу активно идёт стройка – совсем скоро здесь будет новый городской квартал. Мы же идём через всю площадку к одному конкретному зданию из красного кирпича, которое сейчас смотрится здесь настоящим "динозавром". 

В 1870–1880-х его отстроили как цех по сборке вагонов для поездов Московско-Александровской железной дороги. Работа велась по принципу полного цикла – здесь собирались и изготавливались все нужные детали, а затем всё это складывалось в полноценные вагоны.

Именно здесь вагоны собирали полностью.
Предоставлено пресс-службой застройщика
Именно здесь вагоны собирали полностью.

Во времена Советского Союза здание цеха перестроили и превратили в завод, который также работал на нужды железной дороги. В какой-то момент производство закрыли, а здание оказалось заброшено на долгие годы. 

Но теперь его ждёт новое рождение.

– Наша задача – вернуть зданию исторический облик, восстановить его в том виде, каким его хотели видеть в конце XIX века. Для этого нам придётся убрать все надстройки, сделанные после, и провести большую реставрационную работу, – рассказывает Metro Юлия Гапоненко, руководитель по работе с объектами культурного наследия застройщика FORMA.

Рискнули бы спуститься в это царство тьмы и плесени?
Предоставлено пресс-службой застройщика
Рискнули бы спуститься в это царство тьмы и плесени?

Самое интересное скрывается не снаружи, а внутри. Подвалы цеха оказались настоящими подземными лабиринтами, сохранившими дух эпохи Российской империи. Сейчас, правда, там царствуют тьма и плесень: окна, выходящие наружу, заложены кирпичом, а цепочка коридоров как будто никогда не заканчивается. 

Остаётся только догадываться, как непросто было работникам цеха, работавшим здесь полтора столетия назад. Но атмосферы пространству, конечно, не занимать. Невольно жаль, что сюда не впускают киноделов – у них были бы готовые декорации для чего-нибудь остросюжетного.

Первое, что поражает одним своим видом, – опорные колонны, чей размер составляет 1,8 метра на два с половиной!

– Нужно понимать, что на первом этаже цеха собирались вагоны поездов, которые весили немало, – объясняет эксперт. – Поэтому необходимо было обеспечить опоры, благодаря которым эти вагоны не провалились бы в подвалы. Здесь же находились цеха, в которых делались более мелкие детали, поднимавшиеся затем наверх к основной сборке.

В советские годы в одной из частей произошёл пожар. Стал ли он причиной закрытия завода – неизвестно.
Предоставлено пресс-службой застройщика
В советские годы в одной из частей произошёл пожар. Стал ли он причиной закрытия завода – неизвестно.

То, что и сам цех, и подвалы подвергались перестройке в советское время, видно невооружённым взглядом. Огромные арочные проходы закладывали кирпичами, чтобы разделить пространство на более мелкие помещения, всё покрывалось штукатуркой, в некоторых местах видишь квадратную плитку, а дверные проёмы сокращены чуть ли не вдвое – границы того, как было и как стало, замечаешь сразу. Делалось ли это ради целесообразности или по другим причинам – к сожалению, никто не знает, хотя, к счастью для реставраторов, сохранилось множество чертежей.

Сквозь советскую штукатурку пробивается историческая кирпичная кладка XIX века.
Предоставлено пресс-службой застройщика
Сквозь советскую штукатурку пробивается историческая кирпичная кладка XIX века.

– Неизвестно, что ждёт нас под штукатуркой. Когда мы её счистим, станет примерно понятен наш фронт работ. Бывает так, что снимаешь верхний слой, а вместо кирпичей под ним оказывается труха, – рассказывает Юлия. – Но строили в те времена на славу. Если внутрь не попала вода, эта кирпичная кладка простоит спокойно ещё лет двести.

После завершения реставрации первый этаж и подземный уровень отдадут под фешн-пространство с магазинами модных российских брендов. Увидеть результаты реставраторской работы москвичи смогут в 2027 году.