Танцовщица, ставшая художницей, – Александра Корсакова (1904–1990) – одна из самых загадочных представительниц столичной богемы ХХ века. Возлюбленная авангардиста Владимира Татлина, его верная спутница и ученица, с 1930-х гг. она оставила танец и занялась изобразительным искусством. Особенно ей удавались портреты и изображения людей – она рисовала любимых писателей и вдохновлялась их произведениями: Марина Цветаева, Шарль Бодлер, Райнер Мария Рильке, Михаил Булгаков.
Но больше всего рисунков посвящены творчеству Достоевского – художница создала более 300 графических портретов героев его романов. А также – портреты самого Достоевского, один из которых (на нём узнается образ писателя) многократно воспроизводился в разных изданиях в России и за рубежом. Можно сказать, рисунки по мотивам книг Достоевского принесли Александре Корсаковой мировую известность.
– Эти рисунки нельзя назвать иллюстрациями. Художница стремилась передать лишь уловленную ею внутреннюю сущность, её художественный мир будто лишён материальной оболочки, – сказала Metro Оксана Воронина, куратор выставки, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства.
Рисунки Александры Корсаковой дополняли не только книги Достоевского, но и статьи литературоведов. Так, известный литературовед, писатель Юрий Карякин писал, что её графика открыла ему способы изучения произведений Достоевского, которые прежде были от него скрыты.
Её творческий метод можно назвать иерографикой: в минималистичном росчерке ей удавалось передать характер и суть персонажа. В полной мере этот приём, начатый портретами героев Достоевского, проявился в её поздней графической серии Break Dance: в 1980-е гг. Александра Корсакова посещала модные тогда дискотеки и делала зарисовки танцующих людей.
"Александра Корсакова была захвачена темами Достоевского и Булгакова настолько, что в собственной жизни старалась создать соответствующую атмосферу. По словам знавших Корсакову людей, она была странной личностью, некоторые её даже демонизируют. Из рассказов о её квартире складывается вполне булгаковский образ обиталища, где с гостем могло случиться все что угодно. Например, она собирала у себя тех, кто никогда бы не стал добровольно общаться друг с другом, а у неё они вынуждены были пить чай и вести беседы. Сама же Корсакова с интересом наблюдала за ними, почти не участвуя в разговорах, и забавляясь над устроенным ею “театром марионеток”. Оксана Воронина, куратор выставки