Вы говорили, что выросли у деда на руках. Что имели в виду?
– Я родился в 1948 году в Риге. В то время дедушка командовал Прибалтийским военным округом. До 6 лет, пока он был там, меня воспитывали он и бабушка. Папа с мамой жили в Москве, приезжали только на праздники и в отпуск.
И как он воспитывал вас?
– Никогда не повышал голос, но, если что-то говорил, всё сразу становилось понятно, и мы с младшей сестрой в следующий раз старались его не огорчать.
Это правда, что дедушка был заядлым шахматистом?
– Он сильно играл. Как военный, не любил проигрывать и старался брать реванш. Но, если чувствовал, что соперник поддаётся, предупреждал, что прекращает игру. В 1975-м в Сталинграде был Всесоюзный слёт победителей похода комсомольцев и молодёжи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Дед возглавлял его штаб. На слёт пригласили живых героев Сталинградской битвы: Павлова, Зайцева, Чуйкова, Родимцева. Нас поселили в дом для гостей с Василием Ивановичем Чуйковым. Тот тоже сильно играл в шахматы и тоже не любил проигрывать. Было любопытно наблюдать, как два маршала каждый вечер играли до двух-трёх часов ночи. И по их лицу с утра было сразу понятно, кто победил.
Читал, что в семейной коллекции сохранилось много вещей, которые дарили дедушке.
– Да. Например, бутылка французского коньяка, стилизованная под пушечный лафет. Её дедушке 2 декабря 1967-го на 70-летие подарил Георгий Константинович Жуков. Мы до сих пор её не открыли. Выдержка становится больше. (Смеётся.)
Что Иван Христофорович рассказывал о войне?
– Как и многие фронтовики, он не любил эту тему, но однажды нам с сестрой удалось его разговорить. Он рассказал, как шла подготовка к штурму Кёнигсберга. Для этого был построен уменьшенный макет города. Было решено действовать небольшими щтурмовыми группами. На операцию было запланировано 5 дней, но они управились за 3,5. И это с учётом того, что в первый день авиация по погодным условиям не могла летать.
В 1938-м вашего деда отстранили от службы. Почему?
– Из-за надуманного обвинения в адрес младшего брата Алексея, которого пытались признать врагом народа. Дедушка был вынужден устроиться на работу чертёжником. Но денег на гражданскую одежду у него не было, поэтому на паспорт он фотографировался в пальто бабушки.
Какие отношения у него были со Сталиным?
– Сначала хорошие, но в 1942-м, после неудачного наступления Юго-Западного фронта под Харьковом, деда вызвали в столицу на "разбор полётов". От расстрела его спасло только чудо. Он уже отправлял семье прощальные письма, но в Генштабе решили не разбрасываться опытными командирами. Сыграло роль и то, что за деда заступился Жуков.
А личные встречи со Сталиным у них были?
– Перед Харьковской операцией деда вызвали в Москву докладывать обстановку. Он был в мундире не первой свежести – сами понимаете, армия. У него были затёртые манжеты, и Сталин это заметил. Что случилось потом, дед описал в мемуарах. Ночью в номер гостиницы постучали. Понятно, что в то время это могло означать. Дед открыл дверь, там стояли полковник и портной. У них был приказ снять с деда мерки. На совещание к Сталину на следующий день дед пошёл в новом мундире.
Вы помните последний разговор с дедушкой?
– Мы говорили по телефону о футболе. У него было два любимых клуба – ЦСКА и «Арарат». Мы начали обсуждать матч, но дедушка сказал, что у него поднимается температура. На следующий день его не стало. К сожалению, в больнице ему ввели лекарство, но не рассчитали дозу. У него остановилось сердце.
Какой совет от дедушки вы запомнили на всю жизнь?
– Быть скромным и нигде не выпячиваться. Стараюсь его придерживаться.
Только факты
- Иван Баграмян – старший отправился на фронт добровольцем в 18 лет.
- Дважды Герой Советского Союза.
- Был любителем скачек и частым посетителем ипподрома.
- В 1946-м Баграмян был избран в Верховный Совет Латвийской ССР. Первые два выступающих говорили по-латышски. Баграмян, выйдя на трибуну, заговорил по-армянски. А потом по-русски сказал: "Впредь я прошу выступающих говорить на том языке, который понимают все присутствующие..."
Фотоистория
1. Два Ивана
2. Маршальские шашлыки
Баграмян рано утром ехал на Центральный рынок, сам выбирал мясо, причём злился, если его узнавали и отдавали даром. Потом приезжал на дачу, сам резал мясо, лук и оставлял мариноваться. Шашлык он жарил сам до 70 лет.
3. Табун в дар
Будущий лидер Монголии Хорлогийн Чойбалсан однажды подарил Баграмяну 5 тыс. лошадей.