Семён Цвигун, в течение 15 лет бывший первым заместителем председателя КГБ СССР Юрия Андропова, – заметная фигура в массовой культуре. Его таинственной гибели в 1982 году посвящён нашумевший детективный роман "Красная площадь", написанный сразу после смерти Цвигуна советскими эмигрантами Фридрихом Незнанским и Эдуардом Тополем и изданный сначала в США, а затем и в Западной Европе. В середине "нулевых" телеканал “Россия” снял по этой книге многосерийный телефильм.
Мифы о самоубийстве генерала Цвигуна
– Когда дедушка умер, мне было 7 лет, родители сказали, что он просто шёл, поскользнулся на льду, упал, ударился головой и умер. О том, что он погиб от выстрела в голову, совершённого из пистолета своего водителя, я узнала уже в старших классах, перед поступлением в институт. Тогда как раз грянули 90-е – эпоха открытости, гласности и вседозволенности, и на мою семью полился поток лжи и грязи, спровоцированный выходом в России романа "Красная площадь". Лихо закрученный политический детектив был так профессионально написан, что журналисты были уверены в подлинности истории, а главное – в реальности всех документов, которые приводили авторы, – рассказала Виолетта Ничкова. – Семён Цвигун, которого в российском издании, в отличие от западных, всё же назвали Вигуном, а не Цвигуном, изменив первую букву фамилии, показан одиозным, распущенным коррупционером, который любил гулять с женщинами и пить водку, то есть такой шаблонный образ советского кэгэбэшника, принятый на Западе в 1980-е годы.
По словам Виолетты, то, что в романе было художественным вымыслом, включая придуманные документы, наши газеты преподносили как факты, уже не упоминая сам роман.
– Дело в том, что, когда дед погиб, не было никакого серьёзного расследования, единственного свидетеля – водителя – от семьи тут же и навсегда изолировали, предсмертной записки дед тоже не оставил, на руки семье выдали свидетельство о смерти, где причиной была указана острая сердечная недостаточность, а личное дело Цвигуна, как и история его болезни, засекречены до сих пор. Всё это давало неограниченные возможности для любых спекуляций. Самое безобидное, что писали тогда, – то, что Цвигун и Брежнев были женаты на сёстрах, хотя это всего лишь одна из придумок "Красной площади", необходимых по сюжету.
Миф об одиозном первом зампреде КГБ
Виолетта видела, как переживают её родные от обрушившейся на семью клеветы, и решила сама разобраться в этой истории.
– СМИ продолжали говорить, что либо он был страшным коррупционером, его разоблачили, поэтому он застрелился, либо у него обнаружили рак и он свёл счёты с жизнью, чтобы не мучить близких. Ничего больше о нём не говорилось – как он служил стране, как воевал, выполняя в том числе задания легендарного разведчика Павла Судоплатова (он принимал участие в операциях по ликвидации опасных врагов Советского Союза, а после смерти Иосифа Сталина Судоплатов подвергся репрессиям – Прим. Ред.), как занимался обеспечением безопасности в послевоенное время, работая в Молдавии, как возглавлял КГБ Таджикистана, Азербайджана, а затем уже трудился в центральном аппарате КГБ, где курировал в основном контрразведку и погранвойска Советского Союза, – добавила Виолетта.
Отчасти для того, чтобы однажды докопаться до правды, что же произошло с её дедом и доказать, что его смерть не была самоубийством, Виолетта стала журналистом: окончила журфак, а позже пришла на телевидение. В начале "нулевых" Виолетта Ничкова стала шеф-редактором Службы документальных и общественно-политических программ на телеканале “Россия”. Но идею снять свой документальный фильм про Семёна Цвигуна она предложила только через несколько лет.
– Как раз в это время на канале готовили экранизацию романа "Красная площадь". Это был момент принятия решений – либо мне надо было уходить с канала, где собирались с экранов нести чушь про деда, либо заявлять свою альтернативную версию событий, а главное – рассказать, каким был мой дед на самом деле. Я написала заявку, и начальство с воодушевлением дало добро. Ключевым в моём фильме стало то, что мне удалось взять интервью у автора "Красной площади" Эдуарда Тополя, который прямо заявил: "Цвигуна я выдумал таким, каким он нужен был по фабуле, поэтому это не Цвигун, а Вигун. Что же касается документов, то определённое представление о коррупции в Союзе у меня было, но документы, которые я привожу в романе, – они, конечно же, все вымышленные". За эти откровения я очень благодарна Тополю, несмотря на то, что его книга, вышедшая в середине 1980-х, принесла столько боли моей семье, – рассказала Виолетта.
В фильме "Генерал Цвигун. Последний выстрел" его внучка опровергла две расхожие версии о самоубийстве – общеизвестную о разоблачении "коррупционера" и чуть менее распространённую о том, что Семён Цвигун покончил с собой из-за онкологии (его лечащий врач академик Михаил Перельман рассказал в фильме, что наблюдал Цвигуна за две недели до смерти и подтвердил на консилиуме ЦКБ, что рецидива рака у него не было).
В течение 10 лет после выхода фильма о Цвигуне Виолетта Ничкова не возвращалась к семейной истории.
– Но после смерти бабушки в 2013 году я стала разбирать её документы и нашла многочисленные толстые блокноты в кожаных обложках. Я хорошо запомнила тот момент – красный апрельский закат, ещё очень холодно за окном, передо мной разложено огромное количество тетрадей и я понимаю, что всё это – дневники бабушки более чем за 40 лет! Никто не знал, что она их вела! Хотя она не раз мне говорила, когда я приставала к ней с расспросами о прошлом: "Придёт время, ты всё узнаешь, я всё записала". Всё, что сохранила моя бабушка, касается не только нашей семьи, но и истории нашей страны и даже больше – истории многих стран бывшего Варшавского договора. Но писать по этим архивам книгу – это очень долгий процесс, настоящий марафон, поэтому я решила, что параллельно буду делать доступными наиболее интересные фото, документы и части дневников, снабжая их своим комментарием. Так родилась идея создать свой блог и делиться с читателями уникальным материалом, причём с привязкой к современным событиям. Сейчас у меня множество читателей со всего мира, которые нередко дают интересную обратную связь, помогают в моих поисках и изысканиях, за что я им очень благодарна.
Из недавнего – благодаря альбому бабушки я узнала, что в детстве меня снимал знаменитый фотокорреспондент Самарий Гурарий, который фотографировал Черчилля, Рузвельта и Сталина во время Ялтинской и Потсдамской конференций. Виолетта Ничкова
Миф о светских салонах в генеральской квартире
– Моя бабушка Роза Михайловна Цвигун, "мама Роза", как я её с детства называла, потому что она была очень моложавая и красивая, была натурой деятельной и яркой. Ещё в молодые годы она успешно окончила курсы рабселькоров в Таджикистане, где дед работал по долгу службы, возглавляя республиканский комитет госбезопасности. Думаю, бабушка была прирождённым репортёром, а в наше время она могла бы быть популярным блогером. У меня сохранились её учебные планы, где подробно написано, как учили тогда журналистов. Кстати, когда я выложила эти планы в блог, их увидел молодой американский историк, мы с ним до сих пор переписываемся. Он готовит диссертацию про историю советского Таджикистана и с большим увлечением изучает всё, что я публикую по таджикскому периоду жизни моих родных, – сказала Виолетта.
Мало кто знает, что Розалия Ермольева была ещё и талантливым поэтом, хотя её стихи лишь несколько раз печатались в журналах. Среди её рукописей Виолетта обнаружила множество стихов, которые никогда не были опубликованы. В планах внучки – отобрать лучшие и издать сборник в память о бабушке.
– Сейчас иногда пишут, что Роза Михайловна Цвигун проводила у себя литературные салоны, но у нас дома никогда не было приёмов и больших собраний гостей. Да, иногда приходили друзья, иногда бабушка с дедом сами ходили в гости, но салонов не было точно. Конечно, она общалась со многими писателями, художниками, артистами, но чаще на выставках, каких-то официальных мероприятиях или в театрах – бабушка была страстной театралкой, – добавила Виолетта.
Роза Цвигун понимала, что у неё необычное положение, и семья для неё всегда была на первом месте, но она находила время писать – поздним вечером, нередко ночами сначала фиксировала всё от руки в блокнот или на отдельные листочки, а днём урывками печатала на машинке, которая до сих пор сохранилась у внучки – настоящий раритет!
Розалия Ермольева сохранила не только дневники, но и множество документов, фотографий, в том числе с официальных мероприятий, домашнюю кинохронику, переписку с известными людьми, уникальные правительственные телеграммы, коллекцию приглашений на официальные приёмы и государственные мероприятия, программы премьерных концертов и театральных постановок, материалы из поездок в соцстраны, где ей иногда приходилось выполнять необычные миссии, например, быть “крёстной матерью” польского танкера “Заветы Ильича” в Гдыне или петь на приёме у главы Болгарии Тодора Живкова
Детские воспоминания и трудное прощание
– Мне едва исполнилось два месяца, когда меня перевезли из Москвы на дачу в Усово, где мы жили всей нашей большой семьёй. Когда мне было 5 лет, родители уехали в долгосрочную командировку во Францию, и полтора года я жила с бабушкой и дедушкой. Дед очень меня любил и в шутку даже предлагал бабушке меня удочерить. Он мне запомнился великаном с мягкими чертами лица и тихим голосом, ни разу не прикрикнул на меня. Приезжая с работы вечером на дачу, он обязательно заглядывал ко мне в комнату, даже если я уже спала, чтобы поцеловать и передать конфету "от зайца" или "от лисички". Он был увлечённый грибник, показывал, как правильно собирать грибы, какие из них хорошие, а какие нет, – рассказала внучка генерала Цвигуна.
И ещё Виолетта с дедушкой собирали берёзовый сок, который потом отвозили на дачу Андропову в больших стеклянных банках, чтобы лечить больные почки. Но в первый класс Виолетта Ничкова пошла уже во Франции – летом 1981 года: за полгода до смерти Семёна Цвигуна родители забрали дочку за границу. В дневнике, который публикует Виолетта в своём блоге, Роза Михайловна Цвигун написала, как сильно муж переживал прощание с внучкой, и добавила: "Иногда я думаю, что если бы Велочку тогда не увезли в Париж, ничего бы не случилось…"