Святослав Рихтер и его жена, певица Нина Дорлиак, поселились в доме на Большой Бронной в 1971 году. Жильё музыканта с большой гостиной получилось из объединения двух квартир, его площадь составила около 100 метров. Уже через год после смерти музыканта, в 1998 году, квартира открылась для посетителей.
В ней ни разу не проводили капитальный ремонт, поэтому перед сотрудниками музея стояла задача сохранить аутентичность деталей обстановки. Самой большой проблемой оказались двойные деревянные окна.
– Реставрировать их было нереально, нужно было изготовить такие же, – рассказывает Metro заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ имени А. С. Пушкина Юлия Де-Клерк. – Но мы нашли того, кто сделал нам их на заказ – других таких больше нет.
Кроме окон, отреставрировали оригинальный паркет, японскую соломку (татами), которую Рихтер привёз из первой поездки в Японию, предметы мебели.
Музыкант называл себя скитальцем, всю жизнь гастролировал и долгое время вообще не имел своего жилья. Известно даже письмо его коллег-музыкантов, в том числе профессора Михаила Гнесина, с просьбой выделить угол "одному из величайших пианистов и музыкантов нашей страны". Когда у Рихтера наконец появилась квартира на Большой Бронной, она поражала посетителей непритязательностью обстановки.
Режиссёр Бруно Монсенжон побывал в квартире Святослава Рихтера уже после того, как он, ещё при жизни, завещал всё собрание своих картин в ГМИИ имени А. С. Пушкина.
– В квартире после этого оставалось 267 работ, всё остальное он отдал музею – всего в его коллекции было более 800 произведений, – рассказала Metro заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ имени А. С. Пушкина Юлия Де-Клерк.
В художественной коллекции Рихтера – живопись и графика отечественных и зарубежных авторов. Среди них представители Серебряного века и русского авангарда – друзья музыканта Роберт Фальк, Василий Шухаев, Елена Ахвледиани.
– Он не был профессиональным коллекционером и нередко покупал картины у тех, кого надо было поддержать, – рассказывает Юлия Де-Клерк. – Сейчас это сложно себе представить, но вдова Фалька обращалась к Рихтеру с просьбой помочь пристроить работы мужа, и он их покупал.
Кроме картин и графики, музей хранит большой мемориальный фонд Рихтера, фонотеку музыканта (свыше 1 тыс. виниловых пластинок) и огромную нотную библиотеку.
Путешествие по комнатам легендарного музыканта – одновременно экскурс в его биографию и прогулка по эпохам и странам.
Картина Петра Кончаловского "Портрет супругов Веригиных" стала своеобразной "визитной карточкой" мемориальной квартиры Святослава Рихтера. Это подарок музыканту и одна из лучших работ художника. Веригины дружили с Рихтером и колесили за ним по всем его концертам. Однажды они спросили у него, что бы он хотел иметь от них на память. Рихтер был человек непосредственный и с хорошим вкусом, так что сразу показал на картину Кончаловского.
Святослав Рихтер говорил, что как пианист он родился в Тбилиси в 1942 году, когда впервые приехал туда на гастроли. Один из зрителей того концерта вспоминал, что на сцену вышел странно одетый молодой человек в короткой курточке и начал играть. По Тбилиси очень быстро пошла молва, что появился необыкновенный музыкант. В этом же городе Святослав Рихтер через год познакомился и со своей будущей женой Ниной Дорлиак, которая приехала в эвакуацию и с которой он начал выступать. Это её портрет, сделанный художницей Кетеван Магалашвили в 1943 году.
Работа Роберта Фалька – эскиз портрета Святослава Рихтера. Сделан он в 1945 году, когда Рихтер впервые участвовал во Всесоюзном конкурсе молодых талантов. На конкурсе Рихтер разделил первую премию с пианистом Виктором Мержановым. Рихтер опоздал на конкурс на час, потому что накануне ему вдруг пришла в голову идея выступить с Восьмой сонатой Прокофьева – и он бросился её разучивать.
Роберт Фальк не только нарисовал портрет Рихтера, но и давал ему уроки – музыкант до середины 1970-х годов рисовал пастелью. Рихтер начал рисовать с 6 лет, ещё до того, как взялся за музыку. В его семье рисовали абсолютно все: мама, её сестра, которую маленький Святослав называл "тётя Мэри" и которая была профессиональной художницей, его отец Теофил. Тётя Мэри запрещала ему рисовать с натуры, требуя, чтобы он всё изображал по памяти – отсюда способность Рихтера запоминать огромные пласты музыки. Он и сам говорил, что у него "чудовищная память", благодаря которой он помнит всех людей, которых когда-либо встречал.
Дружба Рихтера и Пабло Пикассо началась в 1961 году, когда музыкант впервые попал в Париж. У художника был 80-летний юбилей в Ницце во дворце искусств, и он пригласил из Советского Союза пианиста Святослава Рихтера и скрипача Леонида Когана. После концерта художник позвал музыканта к себе в гости в город Валлорис, где для него специально организовал корриду. Кроме неё, Пикассо подарил Рихтеру свой знаменитый рисунок голубя с дарственной надписью, а также нарисовал ему быка и всадника. Это блюдо – один из многих подарков Пикассо музыканту.
Куклы-марионетки Резо Габриадзе, изображающие Святослава Рихтера и директора ГМИИ имени А. С. Пушкина Ирину Антонову. В архиве Рихтера нет афиш – он ничего про себя не собирал. А эту афишу он хранил: для него была важна постановка оперы Бенджамина Бриттена, с которым он был лично знаком. Куклы появились после капустника к выставке Резо Габриадзе в Пушкинском музее. Кроме них, был ещё рояль, из которого выскакивал букет цветов, но его Габриадзе увёз в Тбилиси.