Вместо доклада о поэзии отца Екатерина Рождественская привела на урок литературы его самого

На презентации своей новой книги фотограф и писательница рассказала о своём детстве, родителях, Москве и понимании счастья
Вместо доклада о поэзии отца Екатерина Рождественская привела на урок литературы его самого
/ Юрий Феклистов
Екатерина Рождественская на презентации в Московском доме книги.

Это уже одиннадцатая книга фотографа и художницы и четвёртая автобиографическая. Она рассказывает о жизни семьи Рождественских (Екатерина – дочь известного советского поэта Роберта Рождественского) в доме на улице Горького (сейчас Тверская). Книга так и называется – "Призраки дома на Горького". 

– Вся моя жизнь – это переезды, – рассказала Metro писательница. – Первая автобиографическая книга охватывает период с 1920-х по 1960-е годы и называется "Дом на Поварской" – это дом, в который приехала моя прабабушка: там родилась моя мама, туда пришёл папа, там родилась я. Потом переезд на Кутузовский проспект, откуда мы приехали на Калининский (сейчас Новый Арбат. – Прим. ред.), а с Калининского – на улицу Горького, 9. Хронологические рамки новой книги – с 1974 года по начало 1980-х. 

К писательскому творчеству Екатерина обратилась после окончания своего авторского проекта "Частная коллекция": её фотографии повторяли картины известных художников с участием отечественных звёзд. 

– Наступил период, когда стало появляться много сериалов, и ко мне на съёмки начали приходить люди, которых я не узнавала, – поделилась с Metro Рождественская. – Плюс эти микро-звёзды являлись с микро-скандалами, и это было настолько интересно, что я начала всё записывать. Так получилась книжка "Взрослые игры Кати Рождественской", а мои герои сделали меня писателем.

На презентации Екатерина поделилась несколькими историями из своих книг и жизни.

Горького, 9

Жизнь по этому адресу – совершенно замечательное время, когда родители и бабушка были живы и здоровы, всё за меня решалось, и было какое-то счастье в том, чтобы плыть по течению. Улица Горького ассоциируется у меня с безмятежностью и постоянным восторгом, когда всё известно заранее, когда всё хорошо. С другой стороны, счастьем для меня были все адреса, о которых я писала. Вообще, счастье, что человек родился, что он растёт, живёт, поэтому давайте радоваться и сами себе создавать счастье.

Новая книга Екатерины Рождественской.
/ Юрий Феклистов
Новая книга Екатерины Рождественской.

Книги – главное достояние

Квартира на улице Горького больше всего привлекла нас своими четырёхметровыми потолками, потому что в них можно было наконец правильно разместить наше главное достояние, как считал папа – это книги. В течение всей жизни они меня сопровождали: стопки книг росли вместе со мной, заполняли стены, залезали под кровать. И распределяя мебель, мы в первую очередь прикидывали, где будут книжные шкафы. 

Бесконечный сервиз

Так получилось, что мама в начале 1970-х годов купила у внука известного дореволюционного издателя Сытина огромный сервиз, в котором был миллион предметов удивительной красоты. Мы разделили его пополам с сестрой, часть передали детям, а он всё равно до сих пор занимает в моём буфете столько места, что нельзя открыть двери. Одно время я даже пироги гостям раздавала вместе с его тарелочками, пока меня не застыдили, что я разбрасываюсь наследством.

Екатерина Рождественская подписывает свои книги.
/ Юрий Феклистов
Екатерина Рождественская подписывает свои книги.

Алла Баянова и Джоконда

С Аллой Баяновой я познакомилась в Париже в начале 1980-х годов. Мне позвонил друг и попросил её как-то развлечь: она туда приехала из Румынии. Кто она такая, я тогда не знала. Мы встретились, и она предложила сходить в Лувр посмотреть на Джоконду. Зашли в зал, увидели на горизонте маленький портрет, а перед ним – огромную толпу японцев, чёрное поле голов. Мы переглянулись. "Ну, не знаю, ничего особенного, пойдём отсюда", – сказала Алла Николаевна. Мы с ней пошли в кафе, где она рассказала, как хочет вернуться на родину и как это сложно. Всё закончилось тем, что папа и мама помогли ей переехать и обустроиться в Москве. Я её обожала. Она пела песни на стихи папы и мамы. 

"Шестидесятники" не дружили

Рождественский, Ахмадулина, Евтушенко и Вознесенский никогда не ходили под ручку, как это показано в фильме "Таинственная страсть". Они были друзьями издалека и никогда друзьями в жизни. Они были необходимы друг другу, чтобы подталкивать себя писать лучше, чем собрат. Даже живя вместе в Переделкино, они чрезвычайно редко встречались. Я не помню, чтобы у нас дома был Вознесенский или Ахмадулина. Только Евтушенко иногда захаживал. Фильм – это художественный вымысел, но я ему благодарна, потому что люди вспомнили об этих поэтах и стали покупать их стихи.

Папа-доклад

Когда я была в 10-м классе, мы проходили Роберта Рождественского, и моя учительница, зараза такая, поручила написать мне доклад о его творчестве. Его стихи я знала наизусть, а вот рассуждать о творчестве – это не моё, я не литературный критик. И я решила выйти из положения по-другому: притащила отца с собой на урок литературы. Видели бы вы лицо учительницы, которая увидела автора, которого она преподаёт в школе. Неожиданно она выбежала из класса, а потом через какое-то время, запыхавшись, вернулась и сказала: "Пойдёмте". И повела нас в актовый зал, в котором сидели все: первоклашки, физрук с учениками в спортивных трусах, медсестра, директор, повара и так далее. И папа с удовольствием читал им всем стихи в течение двух часов.