Отравленный кинематографом
Выставка "Владимир Высоцкий. Неизвестный, которого знали все" открывает скрытые страницы из актёрской жизни всенародно любимого поэта.
– Владимир Высоцкий и кино – тема богатейшая, сам он говорил так: "Тот, кто вдохнул воздух павильона и услышал команду "Мотор", тот отравлен кинематографом навек. Я отравлен – и это прекрасно", – рассказала Metro экскурсовод музея Наталья Перчик. – Отношения Высоцкого с кино порой были трудными и даже драматичными. Несостоявшиеся работы артиста, отвергнутые песни, написанные для кино, но всё-таки были и прекрасные работы.
Фильмография артиста, поэта и музыканта насчитывает 28 сыгранных киноролей. Его дебютом в кино стала эпизодическая роль Пети в фильме "Сверстницы" в 1959 году, когда Высоцкий ещё обучался в Школе-студии МХАТ.
– В этом фильме он, по сути, сказал одну фразу, "Сундук и корыто", но чуть не заикался от волнения, – продолжает Наталья Перчик. – Последней ролью Владимира Семёновича стал Дон Гуан в экранизации "Маленьких трагедий" Пушкина в 1979 году. И очень символично, ведь Пушкин был любимым поэтом Высоцкого.
От Пугачёва до Бендера
Около 30 ролей для Владимира Высоцкого так и не состоялись. На какие-то роли он не был утверждён, как, например, на роль Кощея Бессмертного в сказке "Иван да Марья". На какие-то его утвердили, как, например, на роль Кристовского в фильме "Земля Санникова", но вмешались "высшие" силы.
– Высоцкий мечтал о роли в "Земле Санникова", с трудом отпросился в театре, чтобы поехать на съёмки, но за день до отъезда мосфильмовский начальник сказал: "Его не надо. Не надо и всё. Он фигура одиозная", – поясняет Наталья Перчик.
Мечтал актёр и о роли Емельяна Пугачёва, предполагалось, что Высоцкий будет Пугачёвым, а Марина Влади – Екатериной II, говорит экскурсовод. Пробы были отсняты прекрасно, но в итоге роль сыграл Евгений Матвеев. Любопытно, что консультант-историк именно его назвал неподходящим, так как у него "внешность боярина".
Вот так Владимир Высоцкий мог выглядеть в фильме "Бег" в роли Чарноты (реж. А. Алов и В. Наумов, 1970). Персонажа на экране воплотил Михаил Ульянов.
– В 1969 году Эльдар Рязанов решил экранизировать пьесу Эдмона Ростана, в главной роли он видел поэта Евгения Евтушенко. Как-то в театре режиссёр встретил Высоцкого и Влади, и тогда Владимир Семёнович сказал Рязанову, что с радостью бы попробовался на роль Сирано, но режиссёр деликатно ответил, что хотел бы снять в этой роли поэта. "Так я тоже поэт", – сказал Высоцкий. Рязанов пригласил его на пробы, от которых остались только фотографии, – рассказывает наш эксперт. – Фильм так и не был снят, но через 6–7 лет Рязанов в доме отдыха прослушал восемь часов магнитофонных записей Высоцкого и был потрясён. По воспоминаниям Эльдара Александровича, вернувшись в Москву, он позвонил Высоцкому и сказал: "Ты замечательный поэт, я тебя обожаю!" Высоцкий рассмеялся и спросил: "Теперь бы ты меня взял на роль Сирано?" "Теперь бы взял!" – ответил Рязанов.
На выставке в Музее Высоцкого можно увидеть и фотопробы на роль прораба в комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965). У режиссёра Леонида Гайдая было несколько претендентов на эту роль, в итоге он остановился на Михаиле Пуговкине, который и сыграл прораба на стройке, рассказывающего про то, "как космические корабли бороздят просторы Вселенной".
– Гайдай планировал даже снимать Высоцкого в роли Остапа Бендера в своей картине "12 стульев", но тоже не получилось, – продолжает экскурсовод.
Мог Высоцкий сняться и у Андрея Тарковского, он пробовался на роль сотника Степана в фильм "Андрей Рублёв" (1966). По личным причинам поэт не появился на съёмочной площадке, и режиссёр больше не приглашал его.
Хотя до этого Тарковский пробовал Высоцкого на роль Холина в фильме "Иваново детство" (1962). Но роль капитана тогда досталась Валентину Зубкову.
– Отличных ролей, каких заслуживал Владимир Семёнович, в его судьбе было немного, часто из-за негласного требования сверху: "Высоцкого не снимать". Этот запрет от партийцев помешал Высоцкому в том числе озвучить Волка в мультсериале "Ну, погоди!", хотя именно его изначально в этой роли видел Вячеслав Котёночкин. – говорит Наталья Перчик. – Высоцкий писал поэт и сценарии, ни один из которых не был воплощён, были у него и режиссёрские замыслы. Он озвучивал мультфильмы. В конце 50-х годов озвучил маленький музыкальный мультфильм "Чудесница" о "кукурузе – царице полей", а в 1967 году в мультфильме "Шпионские страсти" его голосом поёт ресторанная певица "Очи страстные".
Высоцкий в кино мог всё. Вениамин Смехов об этом однажды сказал так: "Высоцкий умел в кино всё и за всех. От актёра и до каскадёра, от оператора до осветителя, трюки в кино он всегда выполнял сам".