Его стиль формировался всю жизнь. Марина Кошелева, сотрудница Государственного музея В. В. Маяковского, рассказала о трёх этапах жизни поэта – один моднее другого.
1911–1915 гг. Маяковский-футурист. Атрибуты стиля: чёрный бант и жёлтая кофта
– Семья Маяковских жила очень бедно. Во время учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у него было лишь несколько сатиновых блуз свободного покроя. Он подпоясывался шёлковым шнурком и повязывал жёлтый бант. Своим внешним видом он хотел показать, что причастен к художественной богеме, – рассказала сотрудник Государственного музея В. В. Маяковского Марина Кошелева.
Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстука ограничены, я пошёл на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое. Владимир Маяковский
– Вскоре жёлтый бант сменился на чёрный. Он был подарен художницей Верой Шехтель, с которой поэт тогда встречался. Именно этот аксессуар был изображён на обложке первого сборника Маяковского “Я” 1913 года. В те годы он придерживался байроновского стиля – широкополая шляпа, чёрная рубашка, чёрный галстук и вообще всё чёрное, – говорит Марина Кошелева.
Жёлтый цвет был любимым у Маяковского. Кофту в чёрно-жёлтую полоску, ставшую символом русского футуризма, ему сшила мама, жёлтую ткань для кофты поэт выбирал очень тщательно. Он надел её на своё первое публичное выступление в Политехническом музее в 1913 году – как протест против правила появляться на публике во фраках и сюртуках.
Хорошо! Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана! Владимир Маяковский (“Облако в штанах”)
1915–1922 гг. Маяковский-франт. Атрибуты стиля: английское пальто, кепка (или цилиндр), накрахмаленная рубашка и трость
– Чтобы выглядеть франтом, Маяковский брал на прокат смокинг, цилиндр и трость в дешёвом магазине на Сретенке. Однажды актриса Ия Ильяшенко не согласилась идти к нему на вечер, если он будет в жёлтой кофте. Поэт ответил: “Я знаю, как надо заезжать за дамами”, – поделилась Марина Кошелева.
– После знакомства с Лилей Брик его костюм стал другим. К тому моменту он уже хорошо зарабатывал. На их совместной фотографии Маяковский одет в английское пальто и кепку, сверкает чистотой накрахмаленная рубашка с бабочкой. Забыты футуристические пёстрые одежды. А вместо взлохмаченной шевелюры – аккуратная стрижка, которую он сделал по настоянию Лили Брик. Она прежде Маяковского выехала за границу и отправляла в Москву посылки с одеждой для своего мужа Осипа Брика и Владимира Маяковского: рубашки, галстуки, мужские аксессуары, например, рубашки пастельных оттенков, и фетровые шляпы из Риги. В их письмах друг другу часто упоминаются покупки, – добавила Марина Кошелева.
В этот период в гардеробе Маяковского также появляются: пальто с чёрным бархатным воротником, розовый смокинг с чёрными атласными отворотами, жилетка из красного атласа с тёмно-красными бархатными цветами, цилиндр, лайковые перчатки и трость с набалдашником, с которой он не расставался.
1922–1930 гг. Маяковский – мировая звезда. Атрибуты стиля: двубортное пальто фасона реглан, прочные ботинки на толстой подошве, карманные часы и авторучка
– После первой поездки Маяковского за рубеж в 1922 году он сам начинает работать над своим имиджем. Новый имидж поражает своей элегантностью и строгостью – ничего лишнего. Шляпа стала его неизменным аксессуаром, хотя в повседневной жизни поэт чаще носил кепки. Белоснежный ворот рубахи затянут галстуком, в петлице – ремешок, на котором закреплены карманные часы. Как только он начал хорошо зарабатыватьт – тут же купил себе часы, – продолжила разговор Марина Кошелева.
Человек – только с часами. Часы – только Мозера. Мозер – только у ГУМа. Владимир Маяковский
– Красивые кожаные аксессуары Маяковский привозил из Парижа – портмоне, папка для бумаг, небольшой чемоданный несессер из жёлтой тиснёной кожи с монограммой М. В. Там же был куплен большой дорожный кофр, который в дальнейшем стоял в 11-метровой комнате поэта в Лубянском проезде и служил ему шкафом. Среди вещей, которые в то время можно было купить только за границей, у Маяковского была авторучка фирмы Remington – он постоянно носил её в нагрудном кармане. И новинка технического прогресса – портативная печатная машинка, которую он привёз из Америки в 1925 году.
Без машин поэтам туго. Жизнь поэта однорука. Пишет пёрышком, не хитр. Машинистка, плюнь на ругань, – как работнице и другу на тебе мои стихи! Владимир Маяковский ("Товарищу машинистке")
– В Париже он приобретает пальто фасона реглан, двубортное с отложным воротником на подкладке из шерстяной байки. В России не было магазинов, где можно было купить пальто на его рост. А смокинги он не любил и называл «парижской спецодеждой», но однажды ему пришлось купить смокинг, чтобы пойти в Гранд Опера с красавицей Татьяной Яковлевой, – сказала Марина Кошелева.
По её словам, поэт любил тёплые трикотажные вещи. Его любимый клетчатый пуловер купила Мария Бурлюк, жена художника Давида Бурлюка, на блошином рынке в Америке за бесценок, но Маяковский так полюбил этот пуловер, что буквально заносил до дыр. Он быстро привыкал к вещам и неохотно с ними расставался.
Кстати, Маяковский дюжиной привозил из-за границы мужские носки для своих друзей. В СССР их шили без резинки и крепились они на подтяжки, что было не удобно. А Маяковский в одежде прежде всего ценил качество и удобство
Главной вещью в гардеробе Маяковского были ботинки. О красивой и удобной обуви выросший в нужде Маяковский мечтал с детства. В Берлине из десятка предложенных пар он выбрал самые дорогие – невысокие спортивные ботинки на толстой подошве, про которые потом написал: “Большие, дорогие и крепкие, как сама Россия”.
Лекцию о моде и другие лекции о Владимире Маяковском можно посетить на площадке Музея В. В. Маяковского "Квартира в Студенецком переулке"