В чём мы уже безнадёжно отстали от ИИ?
– Можно выделить пять функций, которые выполняет наша нервная система. Первая – память (запоминание, хранение, извлечение информации). Вторая – сенсорные системы: мы смотрим, слушаем, обоняем и так далее. Третья функция – это потребности и эмоции. На основе этих трёх функций кора головного мозга выбирает программу поведения – и здесь появляется четвёртая функция: мышление, принятие решений. Пятая огромная группа функций отвечает за движение: управление мышцами и внутренними органами. Те нейросети, которые сейчас работают в электронных устройствах, в перспективе способны обучиться всем функциям мозга, если мы им это позволим. Но есть одно место, в котором нам особенно требуется помощь ИИ, – память. В контактах между нейронами головного мозга происходят очень тонкие молекулярные изменения. В кратковременном запоминании участвуют белковые молекулы, а долгосрочная память "дотягивается" до ядерной ДНК. Это суперсложный механизм. Белковые молекулы – и даже ДНК – вовсе не так надёжны, как полупроводники или просто буквы, напечатанные на листе бумаги. Белки "живут" у нас в клетках несколько месяцев, а потом им на смену приходят новые. Мы постоянно "перезаписываем" наши воспоминания. По этой же причине мы чудовищно медленные. У домашнего компьютера тактовая частота – несколько гигагерц. А процессор у нас в голове работает на тактовой частоте 100–200 герц. В скорости обработки информации мы безнадёжно проигрываем цифровому разуму. Получается, что прямо сейчас мы впускаем на нашу планету ещё одну группу разумных существ.
Где всё-таки ИИ ещё не научился подражать человеку?
– Есть одна сфера, в которой нейросетям до нас ещё очень далеко. Это функции, отвечающие за движение. Двигательными процессами управляют две трети клеток нашего головного мозга, и только одна треть – всем остальным. Это открытие было неожиданностью для учёных, ведь считается, что труднее всего думать, творить, мечтать. На самом деле думаем мы словами, у нас их в запасе тысяч 15 максимум. А мышечных клеток миллиарды, и каждая требует отдельной команды. Выходит, сажать картошку и красить забор – более сложная задача, чем писать стихи. И как раз в сфере тонких, "умных" движений ИИ нас пока заменить не способен. Ему пока доступны отдельные тонкие движения, но полностью хирургическую операцию, например, нейросеть не проведёт.
Что делать, чтобы ИИ не слишком быстро догонял свой биологический "прототип"?
– Важно развивать свою тонкую двигательную сферу – моторику пальцев, речь, заниматься спортом, танцами. Всё это прекрасные способы "разогнать" наш биовинчестер. Когда мы "сложно" двигаемся, развивается и вся наша нервная система. В кровь выбрасываются гормоноподобные вещества миокины, которые улучшают метаболизм, работу сердца и особенно память. Когда вечером я вижу, что счётчик на браслете «недотянул» до 10 тысяч шагов, я беру собаку и иду во двор.
Можно ли научить нейросеть эмоциям?
– Можно, если мы создадим некую базовую сеть, которая способна учиться именно эмоциям. Специалисты, которые всерьёз занимаются искусственными сетями, знают, что иногда нужно расположить виртуальные нейроны слоями, иногда – включить не только нейроны, передающие сигналы, но такие нейроны, которые сигналы тормозят. Иногда требуется «заставить» сигнал "ходить" по заданному контуру. Но, судя по всему, пока компьютер с эмоциями нам просто не нужен. Чувства мы умеем испытывать сами без посторонней помощи.
В каких областях ИИ помогает нам лучше всего?
– В чём нейросети ещё далеко ушли от "аналоговых", расположенных в человеческой голове, – это сенсорные системы. ИИ не только учится отличать кошек от собак и Ван Гога от Брейгеля, но и, например, диагностировать заболевания. Энцефалограмму нейросеть "прочитает" точнее, чем живой врач. Однако утверждает диагноз человек. Ведь речь не идёт о том, что ИИ вытеснит "органический ум", а о том, что люди, которые владеют инструментами ИИ, будут вытеснять тех, кто работает по старинке, не доверяя высоким технологиям.
Досье
Вячеслав Дубынин
Окончил биологический факультет МГУ (кафедра высшей нервной деятельности) в 1983 году.
В 1987-м защитил кандидатскую диссертацию. Тогда же начал работать научным сотрудником на кафедре физиологии человека и животных.
С 2010 года – профессор кафедры физиологии человека и животных.
Тема диссертации Вячеслава Дубынина на соискание степени доктора биологических наук была связана с электроэнцефалографией человека.
Учёный ведёт спецкурс "Физиология двигательных систем мозга", который входит в систему повышения квалификации работников высшего образования на базе МГУ. Кроме того, преподаёт на психологических факультетах нескольких высших учебных заведений.