Я пришёл на открытие фестиваля в Центр “Марс”, где меня встретила пресс-секретарь Анастасия Усачёва.
– Вам нужно обязательно попробовать посмотреть романтическую историю "The line" и концептуальную картину "Graviti vr", – сообщила она.
Залы, в которых проходят показы, разделены чёрными шторками, внутри горит красный приглушённый свет, у стен на крошечных столах установлены ноутбуки, а рядом с ними – круглые табуреты. Анастасия выдала мне маску с прорезями для глаз и VR-очки, после чего я приступил к просмотру, погрузившись в виртуальную реальность впервые в жизни.
"The line"
Первая картина стартовала... на португальском языке.
– А на русский вообще не переведено, – растерянно ответил сотрудник фестиваля Иван на мой немой вопрос.
Инициатор первого московского VR-фестиваля Алина Михалева ответила подробнее.
– Мы очень хотели перевести контент на русский, но, к сожалению, это пока роскошь, которую мы не можем себе позволить. Картины, представленные здесь – небольшие компьютерные игры. Для того, чтобы перевести их на русский, программисты должны внутрь программы изначально встроить русскоязычную версию. Для этого нужно финансирование, но его пока нет. Мы надеемся, что этот фестиваль привлечёт внимание к VR-проектам, и работы будут переведены. Также мы надеемся, что на фестивале будущего года будут представлены работы российских авторов.
Ну, окей. Во второй раз я начал смотреть уже на английском, который почти не помню. Знание языка было критически важно для понимания сюжета, потому что "The line" оказался 3D-мультфильмом с закадровым голосом. По сути, мне рассказывали сказку на языке, который я не знал. Так что пришлось сконцентрироваться на визуальной составляющей.
Главным героем был велосипедист Педро, который большую часть времени ездил по разным локациям. Смотреть было скучно. Я ждал обещанную интерактивную часть, но и она разочаровала. Педро подъехал к перекрёстку, в этот же момент там появился трамвай. На экране появился рычажок – мне предложили выбрать, кто проедет первым. Я решил, что счастливчиком будет велосипедист, но рычаг не работал. Я крутил и крутил его, но ничего не получалось. Отчаявшись, я решил пропустить трамвай и, к моему удивлению, он поехал.
Разглядывая 3D-город, я упустил момент, когда Педро оказался в новой, мрачной локации. По всей видимости, это был главный интерактив картины, потому что мне нужно было самому найти в ней некий предмет на “экране”, а затем нажать на него. Я перепробовал всё возможное, нажимал на разные предметы, но ничего не получалось. Решив позвать Ивана, я снял очки, но его уже не было. Ко мне подошёл другой сотрудник, я опять надел очки.
– Повернитесь направо, – сказал безымянный сотрудник.
Я повернулся и увидел чёрный экран.
– Тогда налево, – не растерялся он.
Сменщик Ивана несколько минут вновь предлагал мне нажимать на разные предметы. Ничего не получалось...
"Graviti vr"
Это уже был чёрно-белый мультфильм, про двух падающих мужчин – тучного и довольного, который не понимает, что он падает, и худого бородача, сидящего на холодильнике, который в какой-то момент всё осознает. В качестве фона вместе с ними падала сломанная мебель, звучал закадровый голос. Герои общались между собой, играли в шахматы. Это было красиво визуально, но без понимания закадрового голоса сюжет не улавливался.
– Это концептуальное падение, – объяснила мне перед просмотром Анастасия. – Финал будет зависеть от того, на кого из персонажей вы будете смотреть.
Я наблюдал за обоими одинаково долго, но в итоге очутился на земле вместе с худым героем и его холодильником. Затем бородач посмотрел на небо и увидел там своего толстого товарища. На этом мультфильм закончился.
С фестиваля уходил в странных эмоциях, да ещё и с разбитой спиной – сидеть перед ноутбуком на табурете оказалось чертовски неудобно.