До этого она целых 15 лет снимала фильмы о птицах.
– Так сложилось, что на Троицу я часто просыпалась в палатке в лесу в 5 утра от запахов цветов и лечебных трав, всегда на них смотрела – красивые... Но как их снимать, не понимаю! И вот решила разобраться, – рассказала Metro режиссёр.
Так появился фильм "A lumine motus / Меня приводит в движение свет" – 69-минутное документальное полотно, целиком (за исключением нескольких кадров) снятое в режиме макросъёмки. Режиссёр провела две весны буквально на коленях в лесах Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Псковской областей, а также в Ботаническом саду МГУ. Снимали 20 фотоаппаратами, на ходу изобретая способы проникнуть в мир цветов и насекомых. Для макрокартины с таким хронометражем это рекордный срок.
– Помните, в 1996 году был франко-швейцарский фильм "Микрокосмос"? Его снимали пять лет в павильоне, для операторов разработали специальные камеры, которыми можно было управлять особым образом, – рассказывает Светлана. – А мы ходили по болотам, сидели в муравейниках. Чтобы снять, как божья коровка ползёт по брёвнышку, нужно вырыть яму глубиной больше метра, установить туда штатив со слайдером, залечь, настроить "погонщика" божьей коровки и снимать. Это очень тяжкий труд, но очень интересный.
В павильонах группа тоже снимала – их построили в Псковской и Белгородской областях, но этих кадров в картине крайне мало. "Мы убедились, что цветок ведёт себя неестественно в условиях теплиц и павильонов", – поясняет режиссёр.
В результате проделанной работы в титрах картины в ролях указаны на полном серьёзе пролеска сибирская, купальница европейская, пион тонколистный, улитки виноградные, клоп-солдатик и ужи обыкновенные – всего 40 "артистов".
– Цветы живые: они думают, двигаются, издают множество фантастических звуков, часть которых мы слышим, – делится режиссёр. – Снимать их гораздо сложнее, чем птиц и животных: "договориться" с ними невозможно и нельзя угадать, когда какой цветок раскроется. Вот перед тобой пять бутонов – на какой поставить камеру? А потом я заметила: когда мы рассказывали друг другу какие-то истории, тот цветок, который к нам ближе, быстрее раскрывался.
Макросъёмка предсказуемо раздвигает до космических масштабов ценность жизни травинок и букашек, но зрительское внимание удерживает не это обстоятельство, а умение режиссёра зарифмовать в одном кинополотне множество историй. Солнечный луч скользит по стволам деревьев, как по клавишам, синхронизируя плавный рост пролесок, скользящее движение улитки, распускание папоротника.
В фильме нет закадрового текста, и только женский голос шепчет строчки из легенды от короле Артуре на гаэльском языке. Идея шёпотов у композитора Сергея Клевенского возникла, когда режиссёр устало вздохнула при прослушивании одного из 40 музыкальных фрагментов к фильму. К гаэльским шёпотам композитор добавил русские фольклорные инструменты: просвирелку и калюку. Всего в картине 10 оригинальных музыкальных тем и все они так же хороши, как волшебный мир лепестков и букашек.
Светлана Быченко комментирует несколько кадров из картины.
"Домик улитки вызывает у меня ассоциацию со спиралью времени, что-то из вечности. Улитка в картине – сюжетообразующий момент. Стоило большого труда снять, как они выползают после зимы из-под листьев. Сначала улитки в картине вдвоём, потом они потерялись, потом встретились после ночного эпизода и целуются... тут мы с ними прощаемся. В одном из кинотеатров зрители мне кричали: "Особенно классные у вас улитки!"
"Пион тонколистный, как выяснилось, может раскрываться несколько раз за день. Об этом не знали даже ботаники. Мы посмотрели запись на камере и увидели, что он открывается и закрывается каждый раз, когда появляется и пропадает лучик солнца – пять раз за день. В эпизоде с пионами появляются люди, и это самый обсуждаемый момент – некоторые говорят, что они лишние в этом фильме. Но для меня это важно, потому что люди незримо присутствуют весь фильм: кто-то прошёл, кто-то поёт, кто-то наступил на пролеску".
"Каждый персонаж в нашем фильме имеет свою историю. И с каждым персонажем у нас складывались свои отношения. Лягушка была просто моей подружкой... Я теперь верю, что сказки про Царевну-лягушку – чистая правда... Она так преданно на меня смотрела и от меня не отходила: я в лес – и она в лес, я говорю “прыгай” – она прыгает. Уж в фильме съел другую лягушку, не её".
"Пролеска сибирская – одна из главных "героинь" нашего фильма. Она одна из первых пробивается из-под снега и смело раскрывается в самом начале весны. Жизнь этого цветка показана в фильме от пробуждения до образования семян, которые растаскивают муравьи. Есть даже душераздирающая сцена опыления пролески пчёлами – вы видели, что осталось от цветов после этого. На пресс-конференцию мы принесли пролески в горшке – прошу им поаплодировать!"