
Metro встретилось со знаменитой российской оперной певицей Василисой Бержанской, покорившей сцены Немецкой и Венской оперы, накануне её спектакля "Альцина", который пройдёт в концертном зале "Зарядье". Мы попросили её с опором на опыт рассказать, какова жизнь тех, кто связал её с оперой.
МИФ 1: Об оперной карьере задумываются с самого детства
– Отчасти так. Когда ребёнок с детства постоянно поёт и не может без этого жить, в какой-то момент, при правильном, скажем так, подходе родителей, это увлечение постепенно перерастает в профессию. Я с детства понимала, что хочу заниматься музыкой (Василиса окончила музыкальную школу по классу фортепиано. – Прим. ред.). А когда поступила в училище (в 2008–2012 годах училась в Ставропольском краевом музыкальном колледже им. В. И. Сафонова в Минеральных Водах на вокальном отделении. – Прим. ред.) и познакомилась с оперой ближе, поняла, что это именно то, чем мне нравится заниматься. У меня даже раздумий и метаний никаких особенных не было по этому поводу.
МИФ 2: Опера – это невыносимые интриги и конкуренция
– Конечно, в опере очень сложно пробиться, конкуренция очень большая, безусловно. Причём постоянно: от начального этапа до того момента, когда ты уже в профессии. Она тебя окружает изо дня в день. Но не могу сказать, что тут конкуренция выше, чем в оперетте или мюзикле. Вообще, думаю, что конкуренция – это хорошо. Это то, что, скажем так, даёт тебе силы постоянно работать над собой. Я, если что-то не получается, просто анализирую ситуацию и пробую ещё раз. Всё в итоге работает.
Делать карьеру оперного певца можно посоветовать только тому, кто жить без этого не может, кто не может не петь. Наша профессия – это профессия одержимых людей, которые не представляют свою жизнь иначе.
Василиса Бержанская

МИФ 3: Оперные певцы раскрываются и становятся популярными только с годами, в юности карьеру не сделать
– Со мной было не так. У меня первая большая роль случилась в 20 лет. Я дебютировала на сцене Приморского театра оперы и балета во Владивостоке. Мне досталась очень сложная роль Таис ("Таис" Ж. Массне. – Прим. ред.). В принципе, опера сейчас – достаточно молодой жанр. Да на самом деле и раньше это было так. Более того, раньше и образование не было таким долгим, как сейчас. Поэтому, нет, думаю, что в опере вполне могут работать молодые артисты, потому что наш жанр, скажем так, связан с определённой визуальной составляющей, публика хочет видеть на сцене красивых молодых исполнителей. Так что на сцене можно оказаться и в 19 лет.
В моей профессии меня всё устраивает. Если мне что-то не нравится, я либо изначально не соглашаюсь на это, либо я делаю всё, чтобы привнести в это дело максимальный комфорт и баланс. К примеру, у меня очень много перелётов. В какой-то момент ты начинаешь от этого уставать. Постоянные чемоданы, аэропорты, самолёты. Этого не избежать, но я научилась максимально комфортно организовывать все свои передвижения для того, чтобы даже в дороге находить отдых.
Василиса Бержанская
МИФ 4: Из театра могут уволить, если ты в плохой физической форме
– Насчёт увольнения я не слышала. Может быть, если ты по типажу не подходишь режиссёру, тебе просто не дадут сыграть ту или иную роль, которую ты бы хотела. Хотя, конечно, наша и моя в частности жизнь – это постоянные ограничения. Особенно в плане еды. А со спортом всё не так категорично. Если я живу рядом, например, с тренажёрным залом, когда мне буквально до него рукой подать, я туда хожу. А когда у меня нет времени, то не посещаю. Но в этом случае я просто ещё жёстче отношусь к своему рациону. Кстати, ходят слухи, что оперные певцы худеют за время спектакля. Честно, я этого не замечала, никаких уменьшений в размерах. Может быть, уходит вода, но с реальным похудением это вряд ли как-то связано.
Моя семья приходит на мои концерты, спектакли. Это моя профессия, это моя жизнь. Они относятся к ней с уважением.
Василиса Бержанская
МИФ 5: Перед спектаклем надо молчать целый день
– Нет, это не имеет ничего общего с нашей нынешней жизнью, с нашим нынешним темпоритмом. Сейчас у тебя перед спектаклем, как правило, очень много разных задач. Накануне и после него – другие выступления и репетиции. Поэтому, нет, в день спектакля я существую в своём обычном ритме. И большинство моих коллег тоже. Есть, конечно, те, которые себя немного берегут. Но, в принципе, это скорее миф из прошлого, когда у певцов действительно была возможность вести очень размеренный образ жизни. Сейчас это никак не сопоставимо с нашей оперной профессией.