– Любовь к музыке Василию Васильевичу привили в семье. У него хорошо пели и отец, и дядя. И играть на пианино он умел с самого детства, – рассказал Metro племянник Смыслова Юрий Фоминых.
Больше всего будущего чемпиона мира тянуло к оперному пению. С конца 1940-х он шесть лет учился вокалу у профессора Злобина в Ленинграде и даже в 1954 году подавал документы в Большой театр, но не прошёл второй тур.
– Этот сбой очень переживал, ведь в те годы больше хотел заниматься пением, – говорит Фоминых. – Затрудняюсь ответить, стал бы он дальше заниматься шахматами, если бы поступил...
Тем не менее уже через три года Смыслов праздновал успех в матче за шахматную корону против Михаила Ботвинника. Но, получив причитающийся ему гонорар, не забыл о музыке.
– Сначала он приобрёл машину "Победа" за 4–5 миллионов рублей, а потом рояль. Никто не знает, сколько точно он тогда стоил. Но деньги примерно сопоставимые.
Об истории этой покупки вообще мало что известно.
– Мне он рассказывал, что купил рояль, потому что скоро должна была пройти деноминация и людям рекомендовалось вкладывать свои сбережения в материальную ценность, – вспоминает композитор и музыковед Иван Соколов. – Потом, когда реформа состоялась, радовался, что угадал.
Эту историю Иван Глебович услышал в 1991 году. Он аккомпанировал Смыслову в шахматном клубе на Гоголевском бульваре:
– После концерта он сказал, что великий тенор Энрико Карузо научил его петь, придя к нему во сне. Он спросил Карузо: «Как я пою?» Тот кивнул головой, но показал на грудь рукой – мол, что-то с дыханием не в порядке. А через несколько дней почувствовал, что кто-то сверху его ведёт – "дыши", "не дыши". Он понял, что это Карузо...
На том же концерте выступал уже 90-летний певец Иван Семёнович Козловский, с которым Смыслов также был знаком.
– На концертах они вместе разыгрывали партию: делали ходы и пели, – вспоминает Юрий Фоминых. – Василий Васильевич был знаком со многими из мира музыки. Галина Вишневская подарила ему свою книгу и подписала: "Вася, там есть о тебе". Так его называли только близкие.
На любимом рояле Смыслов играл регулярно:
– Как ни позвоню им, трубку берёт его жена, Надежда Андреевна, а на фоне играет рояль, – улыбается Юрий Фоминых. – На нём он играл примерно до 2008 года, то есть почти до самой смерти (Смыслов скончался в 2010-м. – Прим. ред.).
Смыслов вошёл в историю ещё и как шахматный долгожитель – в 84-м он вышел в финал турнира претендентов в возрасте 62 (!) лет. Оставаться в форме ему помогала музыка:
– Она разгружала его после тяжёлых матчей. Это было переключение. Только через музыку он приходил в себя. Походит, попоёт – и снова за доску.
На выставке представлены шахматы, принадлежавшие Сергею Прокофьеву, Давиду Ойстраху и другим известным музыкантам, фотографии и портреты музыкантов за игрой в шахматы, афиши музыкальных выступлений шахматистов, рукописи музыкальных произведений на тему шахмат, авторский клавир оперы "Король шахмат" Александра Чайковского, а также уникальные аудио и видеозаписи музыкальных выступлений Марка Тайманова и Василия Смыслова. Генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов