Вадим Демчог сыграл семейного психолога в сериале "Семейка"

Актёр и кандидат психологических наук поговорил с Metro о творчестве, кризисах и играх
Вадим Демчог сыграл семейного психолога в сериале "Семейка"
Пресс-служба СТС
Кадр из сериала "Семейка".

На СТС стартовал новый комедийный сериал "Семейка", в котором супруги Сергей и Надя пытаются с психологом решить проблемы их большой семьи и спасти свой 17-летний брак. Психолога Якова Семёновича Гомельского сыграл Вадим Демчог – не только профессиональный актёр, но и кандидат психологических наук. Мы поговорили с актёром и психологом о том, почему рушатся семьи, где в человеке скрывается гений и когда он может начать нам мстить.

Как кандидат психологических наук оцените сюжетные перипетии сериала “Семейка”.

“Семейка”, несмотря на развлекательный жанр, представляет собой массовый набор лайфхаков, которые помогут решить проблемы, касающиеся парных отношений, отношений с детьми, будет в помощь, когда назревает кризис и так далее. В этом отношении всплывает в памяти сериал “Обмани меня” (Lie to Me), прошитый всевозможными советами, которые помогают понять, каким образом сканировать, обманывает тебя человек или нет. Наша “Семейка” тоже имеет ряд очень точных и полезных моментов.

Когда и почему вам стало мало актёрской профессии и вы занялись психологией?

Я всю жизнь испытывал некий зуд в контексте изучения природы творчества, пытался понять, что заставляет человека творить новое. Изучение темы и накопленный опыт в итоге вылились в целый курс, тренинг. Так появилась моя “Школа игры”, где мы в том числе учим, как обнаружить в себе механизмы, запускающие состояние вдохновения, как раскрыть игровое видение реальности и научиться Играть в Жизнь.

Что значит игровое видение реальности?

Мы не есть наши эмоции, мы не есть наши мысли, которые не дают нам покоя, мы не есть ни одно из состояний, с которым привыкли себя отождествлять. Мы нечто большее: мы и зритель, который смотрит за игрой актёра, и сам этот актёр, и всё его ролевое многообразие. Когда мы выходим на этот многогранный уровень, то нам открываются вдохновенные потоковые состояния. Как ни странно, дети спонтанно пребывают в этом игровом видении мира, детские игры транслируют нам это потрясающее творческое видение мира. Поэтому нужно чаще наблюдать за игрой детей и включаться в них.

Нас никто никогда не учил одному – игре. Игра – это алгоритм, который встроен в нас по умолчанию. 

Поэтому, когда в руках ребёнка оказывается палочка, камушек, какая-то тряпочка, он начинает развивать свою нейронную сеть, концентрируясь на этом игровом феномене. Взрослые могут воспринимать это как что-то незначительное, но на самом деле это самое важное, чем ребёнок может заниматься, – он вырабатывает механизмы для выстраивания всей своей последующей жизни. Играя, мы создаём свою реальность, играя, мы развиваем свою нейронную сеть, адаптируемся к окружающей среде. И если разобраться, то какой бы сценарий для своей жизни ни выбрал человек: бухгалтерский, политический, спортивный, военный, творческий, – это всё игровые развороты. И только творческий потенциал позволяет говорить, что этот бухгалтер, политик, спортсмен и так далее – гениальный.

Цифровые технологии, гаджеты, пресыщение игрушками не могут убить эту детскую способность играть у современного поколения? Что с этим можно сделать?

Тут стоит говорить в целом. У современного человека выработан трогательный навык концентрировать внимание не больше двух с половиной секунд. Массовая культура умело отвечает запросам общества и подкидывает кучу внешних развлекательных раздражителей, и вот человек уже тратит часы на пролистывание ленты, коротенькие видео и так далее. Наш мир развивается в рамках потребительской парадигмы. Но кризис наступает, каждый человек проходит свой путь сам, и в один прекрасный момент понимает, что всё навязанное извне не имеет значения и развитие сознания, концентративных навыков ему жизненно необходимо. Внешний мир со всем своим виртуальным богатством предложений не может вечно удовлетворять человека, я верю, что пресыщение рано или поздно наступает и человек задаётся вопросом, что я такое и для чего. И это шаг к трансформации, к осознанию того, что никто не создаст для нас мир, который мы хотим для себя сами. Придётся его строить самому. И это выход за пределы выученной беспомощности, составляющей значимую часть российской традиции, в которой всегда должен быть тот, кто обязан сделать за тебя что-то.

А есть ли у вас конкретный совет, как вызвать озарение, вдохновение, когда дедлайн, а нужно срочно что-то выдать?

Всё творчество уходит корнями в более широкое видение возможностей пространства, то есть пытаться творчески решить проблему из узкой, ограниченной личиночной позиции, которую психологи называют ролевой функцией, просто невозможно. Но в любом случае прежде всего нужно успокоить сознание – и есть огромное количество методов, которые все по сути своей требуют концентрации. Например, сконцентрировать внимание на кончике носа и начать считать дыхание. Сознание успокаивается, расширяется, как расширяется и зона восприятия. 

Психолог Яков Семёнович Гомельский в исполнении Вадима Демчога.
Пресс-служба СТС
Психолог Яков Семёнович Гомельский в исполнении Вадима Демчога.

Возвращаясь к проблемам героев "Семейки": как, по вашему мнению, вообще можно понять, что семейный кризис назревает, и заранее его предупредить?

Если пара строит свои отношения  на том, чтобы потреблять друг друга, то в конечном итоге ни квартиры, ни машины, ни другие вещи не помогут сохранить длительные отношения. В идеале создавать семью нужно тем, кто знает себя, самостоятелен во всех отношениях, у кого сформирован взгляд на жизнь и своё место в нём. Когда люди вместе не потому, что они не могут друг без друга, а потому, что им нравится быть вместе, тогда брак не будет штормить по любому поводу.

Мы представляем собой сложный инструмент, посложнее фортепиано, для которого надо затратить годы учёбы, чтобы хоть как-то на нём играть. Большинство же людей живут на «настройках по умолчанию», которые достались от родителей, а там может быть куча страхов, комплексов, детских травм. Из-за непроработанного наследия детства мы обречены проживать раз за разом одни и те же сценарии, наступать на одни и те же грабли…

Постоянно влюбляться в негодяев и идиоток?..

В том числе. Те пустоты, которые не были заполнены в детстве, мы раз за разом пытаемся заполнить в отношениях. И часто нам нужен не конкретный новый партнёр, мы лишь пытаемся заполнить им те недоработки, которые были накоплены в прошлом. Мы прячемся за отношениями, пытаясь защититься от своей лени, нежелании развиваться, надеемся, что вот сейчас нам предоставят уют, комфорт, мы нарожаем детей, построим дом... Но, к сожалению, сценарий отрабатывается, жизнь превращается в рутину, и так разваливаются до 70 процентов браков.

Сериал “Семейка” как раз и пытается предложить некоторые модели, которые помогают увидеть ситуацию более ясно, понять, из чего ткутся претензии супругов друг к другу.

Проблемы в семье часто возникают вместе с тем, что человек переживает кризис среднего возраста. В чём вы видите корень такого кризиса?

У каждого человека есть свой дар, если мы решаемся его в себе открыть, то должны понимать и свою ответственность перед этим даром. Если мы не используем свой талант, своё предназначение, то оно начинает нам мстить. В культуре это облекается в демонические, бесовские форматы, а на самом деле это наш глубинный дар, который мы предали. 

Кризис среднего возраста часто следствие как раз предательства своего глубинного таланта. 

Когда человек не соответствует тому, что в нём на самом деле заложено, когда он не знает своего внутреннего персонажа или у него есть запреты, корнями уходящие в детство и не дающие раскрыться потенциалу и выполнить своё, извините за пафос, предназначение, то начинаются серьёзные личностные проблемы. И выход из этого – терапия. Нужно отмотать плёнку и понять, где была заблокирована, перекрыта страсть к жизни.