Первый красноглиняный изразец был найден на Тверской улице: в XIV–XVII веках эта территория входила в состав Белого города. Местность активно осваивалась, что легко объясняет большое количество бытовых находок, которые археологи обнаруживают здесь до сих пор.
Второго "котика" нашли в нынешнем году на территории Чижевского подворья на Никольской улице — на этом участке Китай-города культурный слой достигает шести метров.
В Москве керамические изразцы использовались и как фасадный декор, и как обрамление печей. Сюжеты на них можно найти самые разные, и реальные, и фантастические...
— На изразцах рельефно изображали сказочные растения, коней, птиц, львов, грифонов, единорогов, двуглавого орла, а также много сюжетных композиций с военными сценами, героями-богатырями, иногда с пояснительными надписями, — рассказала Metro Ольга Багина, экскурсовод просветительской компании "Глазами инженера" и старший методист научно-методического отдела Всероссийского музея декоративного искусства. — На этих изразцах — существо с туловищем льва или какого-то другого зверя, лицо человеческое, хотя это может быть и очеловеченные черты какого-то животного. На голове — действительно корона. Точно такого же примера я никогда не встречала.
Зато изразец с похожим существом есть в коллекции Музея Москвы — он атрибутирован как изразец с изображением китовраса. На нём фантастическое существо, получеловек-полузверь в короне.
— Китоврас — это, собственно, древнерусская форма слова "кентавр". И он персонаж известного апокрифа, не принятого церковью рассказа о Соломоне и Китоврасе, — объясняет Алексей Гульманов, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. — Согласно этому тексту, китоврас был братом царя Соломона.
"В древнерусском искусстве есть целая традиция изображения фантастических существ, которые как бы и не абсолютно положительные, и не абсолютно отрицательные, они сложные – в данном случае кентавр", Алексей Гульманов, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.
Но кентавр, надо сказать, существо во всех отношениях сложное — двойственное, в том числе и в отношении характера. В мифологии он предстаёт и мудрым, и буйным...
— В тексте рассказывается, что Соломону удалось подчинить волю Китовраса, тогда кентавр помогал в строительстве Иерусалимского храма. А потом взбунтовался — и забросил Соломона на край земли. А пока тот отсутствовал, занял его место, — рассказывает Алексей.
Именно поэтому загадочный Китоврас часто и изображается в короне или даже со скипетром в руках. И встретить этот образ в древнерусском искусстве можно, кстати, не только на изразцах.
— В новгородских и псковских храмах можно найти такие изображения. Самая знаменитая иллюстрация этого апокрифа — на золотых вратах XIV века, которые сейчас находятся в Александровской слободе во Владимирской области, — говорит специалист. — Но многие фантастические существа, например единороги или грифоны, со временем вошли и в народные росписи — и появлялись, в частности, на изразцах.
Но почему китоврасом называют и существо на изразцах, если оно скорее походит на льва, чем на коня? Согласно одной из версий, на Руси слово "китоврас" стало именем нарицательным и обозначало уже в целом существ с человеческой головой и со звериным телом.