В XVII веке печи москвичей украшало загадочное существо: что нашли археологи в столице

Предположительно, существо, украшающее керамические плитки, – кошка. И правда, весьма достойный "житель" для печи, стенку которой и облицовывали изразцами. Metro попыталось выяснить, насколько необычна археологическая находка и кто мог "короновать" кошку четыре века назад
В XVII веке печи москвичей украшало загадочное существо: что нашли археологи в столице
Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы
Найденные изразцы уже отреставрированы, и сейчас их готовят к передаче в музейный фонд

Первый красноглиняный изразец был найден на Тверской улице: в XIV–XVII веках эта территория входила в состав Белого города. Местность активно осваивалась, что легко объясняет большое количество бытовых находок, которые археологи обнаруживают здесь до сих пор.

Второго "котика" нашли в нынешнем году на территории Чижевского подворья на Никольской улице — на этом участке Китай-города культурный слой достигает шести метров.

В Москве керамические изразцы использовались и как фасадный декор, и как обрамление печей. Сюжеты на них можно найти самые разные, и реальные, и фантастические... 

— На изразцах рельефно изображали сказочные растения, коней, птиц, львов, грифонов, единорогов, двуглавого орла, а также много сюжетных композиций с военными сценами, героями-богатырями, иногда с пояснительными надписями, — рассказала Metro Ольга Багина, экскурсовод просветительской компании "Глазами инженера" и старший методист научно-методического отдела Всероссийского музея декоративного искусства. — На этих изразцах — существо с туловищем льва или какого-то другого зверя, лицо человеческое, хотя это может быть и очеловеченные черты какого-то животного. На голове — действительно корона. Точно такого же примера я никогда не встречала.

Зато изразец с похожим существом есть в коллекции Музея Москвы — он атрибутирован как изразец с изображением китовраса. На нём фантастическое существо, получеловек-полузверь в короне. 

— Китоврас — это, собственно, древнерусская форма слова "кентавр". И он персонаж известного апокрифа, не принятого церковью рассказа о Соломоне и Китоврасе, — объясняет Алексей Гульманов, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. — Согласно этому тексту, китоврас был братом царя Соломона. 

"В древнерусском искусстве  есть целая  традиция изображения  фантастических  существ,  которые  как бы и не  абсолютно положительные,  и не абсолютно  отрицательные,  они сложные –  в данном случае  кентавр", Алексей Гульманов, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

Но кентавр, надо сказать, существо во всех отношениях сложное — двойственное, в том числе и в отношении характера. В мифологии он предстаёт и мудрым, и буйным... 

— В тексте рассказывается, что Соломону удалось подчинить волю Китовраса, тогда кентавр помогал в строительстве Иерусалимского храма. А потом взбунтовался — и забросил Соломона на край земли. А пока тот отсутствовал, занял его место, — рассказывает Алексей. 

Именно поэтому загадочный Китоврас часто и изображается в короне или даже со скипетром в руках. И встретить этот образ в древнерусском искусстве можно, кстати, не только на изразцах. 

— В новгородских и псковских храмах можно найти такие изображения. Самая знаменитая иллюстрация этого апокрифа — на золотых вратах XIV века, которые сейчас находятся в Александровской слободе во Владимирской области, — говорит специалист. — Но многие фантастические существа, например единороги или грифоны, со временем вошли и в народные росписи — и появлялись, в частности, на изразцах. 

Но почему китоврасом называют и существо на изразцах, если оно скорее походит на льва, чем на коня? Согласно одной из версий, на Руси слово "китоврас" стало именем нарицательным и обозначало уже в целом существ с человеческой головой и со звериным телом.