УТРАТА

В возрасте 90 лет не стало иконы итальянского кинематографа Моники Витти

Вспоминаем 5 фильмов актрисы, снимавшейся у Антониони, Бунюэля и Этторе Скола
Моника Витти в фильме “Затмение”.
Cineriz

В возрасте 90 лет скончалась легендарная итальянская киноактриса Моника Витти. В последние 20 лет звезда не снималась в кино и держалась в стороне от светской жизни из-за болезни Альцгеймера. Витти была одной из тех актрис, кого называют “иконами”: знаковые образы в фильмах и необыкновенная красота. Перелом в ёё карьере произошёл благодаря съёмкам в фильмах Антониони, с которым Витти состояла в отношениях. В её фильмографии более 50 киноработ. Актриса была пятикратной обладательницы самой престижной итальянской кинопремии  – “Давид ди Донателло”. Metro вспоминает самые яркие роли выдающейся актрисы. 

 Затмение (1962)

Молодая переводчица Виттория, которую играет Витти, порывает с женихом, понимая, что на самом деле не испытывает к нему никаких чувств. Виттория идёт по жизни, словно во сне или в бреду. Её окружает обычная суета и суматоха на бирже, где её мать то приобретает, то теряет миллионы и где Виттория знакомится с молодым брокером (Ален Делон). Но и новый роман проносится мимо неё. Когда-то, в ранней юности, она любила, но ей не удаётся заново испытать таких же эмоций. Договариваясь о встрече с новым возлюбленным, на которую – они оба это осознают – они не придут, Виттория обнимает его на прощание как товарища-солдата из одного окопа. На прекрасных лицах Витти и Делона отчаяние. Они не могут ничего изменить.

Витти снялась в четырёх фильмах Антониони, среди которых “Ночь” с Марчелло Мастроянни и “Красная пустыня” с Ричардом Харрисом – апофеоз холодного городского одиночества. Чёрно-белое “Затмение”, возможно, сильнее всего передаёт ощущение неживой жизни, поглощённой урбанизацией, где предметы вытесняют людей. В финальных кадрах фильма Рим кажется постапокалиптическим городом. Балки на стройке, тень на асфальте, шум ветра в ветвях. И нет человека. Затмение.  

Драма ревности: Все детали в хронике (1970)

Продавщица цветов Аделаида (Витти, сменившая фирменные белокурые локоны на тёмный парик) влюбляется с первого взгляда в безработного коммуниста (Мастроянни с самыми нелепыми в мире кудряшками). Первый поцелуй случается в парке аттракционов, заваленном мусором. Второй поцелуй – на пляже, заваленном мусором. “Рим – самый грязный город Европы!” –  потрясает Мастроянни в камеру кулаком. Повсюду летает, как считает Аделаида, символ их любви – большая жирная муха. Любовь, конечно, была бы вечной, если бы в кафе повар не испёк для Аделаиды пиццу в виде сердечка. И в сердце красавицы начала бушевать тайная буря. 

Режиссёра Этторе Скола называли “младшим братом неореализма”. Серьёзные или смешные, его фильмы были посвящены жизни обычных итальянцев. Отсюда мусор, грязь, шум и мраморная богиня Витти с её раскосыми рысьими глазами, наряженная в какой-то красный павловопосадский платок и произносящая восхитительные глупости.

"Если ты меня разлюбишь, я убью тебя! Нет, я передумала. Давай ты лучше убьёшь меня”.

Витти была не только драматической, но и прекрасной комедийной актрисой, и отрывается в смешном до колик фильме на полную катушку. 

Алая женщина (1969)

Героиню Витти обманул любовник. Он не только не любил её, но и лишил состояния. Продав последние драгоценности, она едет в Париж, чтобы отыскать его и убить, а затем покончить с собой. Но перед прощанием с миром она дарит себе неделю роскоши: скупает красные шубы и белые машины, запивает икру шампанским и поднимается на Эйфелеву башню, чтобы съесть мороженое и прыгнуть вниз.

Меланхоличная картина французского режиссёра Жана Валара, в отличие от других в фильмографии Витти, не завоевала международных призов и даже не снискала большой известности. Но это настоящий гимн красоте актрисы – не в пошлом смысле объективизации женщины, а в художественном. Витти, с её красными платьями, красными шубами и последними жемчугами, – это даже не произведение искусства, а природное явление, как закат. 

Призрак свободы (1974)

Всю свою творческую биографию Луис Бунюэль более-менее занимался критикой всего буржуазного – от несчастных слоников на комоде, которые никому ничего плохого не сделали, до вещей более опасных – интеллектуальной и душевной тупости. Дидактики и наставительного тона мэтру тем не менее удавалось избежать благодаря постоянной саркастической интонации и сюрреализму. В “Призраке свободы”, состоящем из серии абсурдных эпизодов, это доведено до предела. Например, в сцене, где Витти мирно почивает со своим экранным мужем, к ним в спальню заходят то курица, то страус, то почтальон. Витти давались не только комедийные, но и гротескные роли. 

Девушка с пистолетом (1968)

Заезжий ловелас соблазняет наивную сицилийку Асунту (Витти с рыжей косой до пояса) и сбегает в Англию. Получив от родственников наставление отомстить за поруганную честь, девушка едет в другую страну разыскивать негодяя, увы, успевшего растопить её сердце. В багаже Асунты пистолет. 

Злоключения провинциалов в большом городе служат вечным источником комедийных ситуаций в кинематографе. За роль в этом искромётном фильме Моника Витти получила один из своих призов “Донателло”. Хотя сейчас фильм наверняка упрекнули бы в стереотипном изображении сицилийцев, смотреть его до сих пор очень весело. А утончённая сумеречная красота не помешала Витти сыграть темпераментную сельскую простушку.