"Согласно неокончательным результатам после подсчёта с 99,9% участков, кандидаты от Народно-республиканской партии выиграли в 35 городах, от (правящей. — Прим. ред.) Партии справедливости и развития — в 24", — объявил глава Высшей избирательной комиссии Ахмет Енер.
Правящая партия одержала победу в 324 из 878 муниципалитетов, а НРП (Народно-республиканская партия Турции) — в 302-х. В 14 из 30 крупнейших городов Турции места градоначальников достались оппозиционным политикам.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил о признании своего поражения и предстоящем в ближайшее время глубоком анализе ситуации. Турецкий лидер подчеркнул, что признает выбор народа: "не будем игнорировать решение нашей нации, не будем действовать против её воли и ставить её под сомнение".
– Ошибка сторонников Эрдогана состоит в том, что они выдвинули кандидатов, которые не имеют лидерских качеств в каком-то смысле. И это создает сейчас большую проблему для действующего президента в целом, – считает политолог Дмитрий Бридже, эксперт по Ближнему Востоку.
Спикер отметил, что свою роль в поражении правящей партии сыграл и израильско – палестинский конфликт:
– Потому что Турция не прекратила свои торговые отношения с Израилем, а это побудило электорат отдать свои голоса оппозиции, так как Эрдоган декларировал поддержку сектора Газа, а на деле – всё выглядит совершенно иначе.
По словам эксперта, пока нынешний президент Турции здоров и полон сил, речи о внеочередных выборах главы государства и быть не может. Cейчас Эрдоган контролирует ситуацию в стране, но картина может измениться.
– Многие специалисты даже говорят, что, возможно, есть вероятность возникновения гражданской войны в Турции из-за победы оппозиции на выборах. Так как есть много противоречий между разными частями страны и сторонами общества.
Но самая важная проблема для Турции – это экономика.
– Она нестабильна из-за политических колебаний и решений нынешних турецких властей. Лира стремительно обесценивается. На фоне этого всё чаще среди обычного народа и в экспертной среде встаёт вопрос о преемнике Эрдогана. Кто придет к власти после него? Говорят, что Эрдоган уже сам хочет передать кому-то власть. Есть предположение, что это будет зять действующего президента Сельчук Байрактар.
Если к власти придёт прозападная оппозиция, то российско – турецкие отношения, по мнению эксперта, окажутся в фазе острой нестабильности. – Поскольку оппозиция прозападная и поддерживает продвижение нетрадиционных ценностей ЛГБТ (признана в РФ экстремистским движением – Прим. ред.), это создает угрозу для российско – турецких взаимоотношений. От дальнейших действий Эрдогана в течение следующих 5 лет будет зависеть будущее Турции. Многие так считают. Но важно понимать и то, что Турция во время президентских выборов 2028 года уже будет становиться общей проблемой не только для России, но и для Китая.