При слове "колядки" сразу вспоминаются разбитные гоголевские хуторяне с огромными мешками, набитыми всякими вкусностями. Маточкин уверяет, что писатель ничуть не преувеличивал: наколядовать в Святки можно немало гостинцев.
Женихов приманивали песнями
В Центр "Слово" Александр Маточкин приезжает не впервые. Здесь его ждут немногочисленные, но преданные слушатели. По образованию филолог и историк, Маточкин обладает не только глубокими познаниями в фольклористике, но и прекрасным голосом. Из экспедиций по российским деревням он привёз уникальные обрядовые песни, записанные со слов местных старожилов. Тут и рождественский тропарь, который Маточкину однажды напела крестьянка из Ненецкого округа, и колоритные колядки из Коми и Нижней Печоры, и виноградья, при помощи которых мужчины в Святки старались "припеть" невестам на хорошего жениха.
– Конечно, никакого винограда на Севере не было и в помине, но местные жители откуда-то знали эту ягоду и считали ее символом благополучия, как знали они и дуб, который постоянно встречается в былинах, хотя дубы там тоже не растут, – объясняет Маточкин.
По словам сказителя, в "артелях" деревенских колядников можно было встретить от мала до велика: дети и молодежь веселились, а малоимущие старики не упускали возможности пополнить свои запасы. Дарили калачами, пшеницей, на севере – шаньгами и рыбой, иногда подносили чарку-другую. Часть собранных даров девушки в качестве арендной платы отдавали хозяевам дома, где проходили вечерние посиделки – такие себе сельские вечеринки.
Жадные хозяева могли пострадать
– Тропари, колядки и виноградья исполняли а капелла – без музыки. Ходили по дворам большими компаниями, обычно один запевал, а остальные подхватывали, – рассказывает Александр Маточкин. – Рядились в медведей, козлов, цыган, иногда разыгрывали мини-сценки. Желали здоровья, хорошего урожая, приплода скоту, богатства, девушкам женихов, а парням – невест. Заканчивались песни всегда просьбами об угощении и подарках. Если хозяева попадались жадные и не хотели наделять колядников, те могли пожелать им неурожая, падежа скота и прочих несчастий или устроить мелкие пакости, например, стучали в калитку или бросали что-то в дымоход. Есть даже такая строка в одной из колядок: "Кто не даст на коляду – все телята пропадут".
Но, в основном, колядников всегда чем-то дарили: святочные пожелания считались важными, к тому же славословия позволяли крестьянину почувствовать себя богатым и влиятельным.
Такие встречи-концерты сказитель проводит в разных городах России. Наизусть он знает порядка 60 старин – общее название обрядовых и духовных песен, былин и баллад. Сам Маточкин не исключает, что сегодня он – единственный, кто сделал своей профессией это древнее искусство.
– Свои поездки я называю хождениями, как у купца Афанасия Никитина, – улыбается сказитель. – Люди часто спрашивают, можно ли этим жить? Могу успокоить, что можно: у нас с женой восемь детей, и, слава Богу, не бедствуем.
Следующая встреча с Маточкиным, посвященная русским былинам, пройдет в Центре "Слово" на ВДНХ в ближайшие выходные. Следите за афишей на официальном сайте.