Художники Валера и Наташа Черкашины знают о метро буквально всё: они наблюдали за ним в разных городах, странах и эпохах. И вот с эстетикой подземных миров настало время познакомиться москвичам.
У нас многое связано с метро
– Проект естественный, потому что мы познакомились в метро. А точнее – в 82-м году, 6 ноября, скоро будет юбилей, мы будем праздновать 40 лет, – смеются Черкашины. И добавляют, что в их жизни подземка играет важную роль, часто художники устраивали там перформансы, организовывали субботники.
– А сам проект зародился в Нью-Йорке. Мы сидели на станции и ждали, пока приедет наш поезд. А там несколько платформ, и все они видны насквозь. Это такой театр! Кто-то музыку играет, кто-то в мусорке копается... И мы стали там снимать, и первой нашей работой стал Нью-Йорк, – рассказывает Наташа Черкашина.
– И тогда мы решили 33 страны мира объединить в единую глобальную систему, – подхватывает Валера. – Дошли до 24-й и пока устали. Но около 100 работ проекта в эстетике метро разных стран уже удалось создать.
Метро – это настоящее отражение культуры, нравов, обычаев конкретной эпохи. Валера Черкашин, художник
Познать страны и города
Художники убеждены: метро в каждом городе – это особая культура. И, только побродив по станциям и переходам, понаблюдав за пассажирами, можно узнать о городе и стране, в которой ты оказался.
– Любое метро – это, во-первых, дорогой проект. Поэтому к нему государство очень серьёзно относится, – отмечает Валера. – Поездив по разным странам и городам, мы поняли, например, что лучше нашего, московского метро нет нигде, это 100%. На втором месте – Стокгольм. Художникам дают 6 станций, и те полностью оформляют их, получается очень красиво. По функциональности стоит отметить Нью-Йорк. Оно круглые сутки работает, всё очень интересно связано. Также нам очень понравились метро в Дубае и Японии.
Подземные перформансы
Супруги Черкашины действительно много работали на станциях московского метро. Так, в начале 90-х они организовали "свадьбу" на "Площади Революции" москвички Ирины и одной из скульптур, которую нарекли Васей.
– Было два пути: или оживить Василия, или оскульпт урить, забронзировать Ирину. Одним словом, привести их к единой форме. Выбрали второй вариант, – рассказывают Черкашины.
Также на этой станции провели "Подземный субботник": москвичам предлагали приватизировать скульптуры и "поухаживать за собственностью". Все эти акции проходили в рамках проекта "Конец эпохи", тогда художники всерьёз опасались, что культура СССР (и внешний вид станций) может исчезнуть безвозвратно.
Лучше нашего метро нет нигде, это 100%. Наташа и Валера Черкашины, художники
Воссоздаём эпоху
– Конечно, Валера и Наташа Черкашины – одни из самых выдающихся авторов. На примере их творчества можно проследить путь развития отечественного искусства в конце XX – начале XXI века, – рассказывает Ольга Мичи, представитель выставочного центра. – 15 декабря у нас откроется выставка, посвящённая 40-летию творческого пути Валеры и Наташи. Мы показали их работы, так как считаем, что они наряду с Александром Житомирским, Володей Куприяновым и другими современниками внесли большой вклад в становление и развитие цифрового искусства.
По её словам, главная особенность творчества Черкашиных – способность держать руку на пульсе:
– В отличие от многих своих современников Валера и Наташа не замкнулись в тех или иных рамках. Они очень тонко чувствуют время и искусно обыгрывают его идеологически в своих работах. Более того, Черкашины смогли интегрироваться в международный творческий процесс. И для нас большая удача размещать работы мастеров такого уровня.