Над проектом "Мастера Возрождения" реставраторы из Третьяковской галереи работали ни много ни мало десять лет. В итоге удалось спасти более двух тысяч экспонатов, часть из них представили публике.
160 отреставрированных картин представили публике на выставке в Третьяковке
Индус стал как новый
Получившие вторую жизнь работы известных и неизвестных художников заполнили шесть залов. У каждой картины своя история – одни пострадали от беспощадного времени, другие были повреждены в процессе перевозки и смены экспозиций. В самой Третьяковке говорят, что многие картины восстанавливали буквально из "руин", некоторые пришлось собирать по кусочкам.
– Настоящим вызовом для реставраторов стал "Портрет Н. С. Гончаровой" работы Михаила Ларионова. Это коллаж из очень необычных материалов: обоев из квартиры художников, афиш, фрагментов ткани, опилок и даже прядей волос героини, – рассказали в галерее.
Глядя на портрет Гончаровой, никогда не подумаешь, что он прошёл все "круги" реставрации. Как и другой артефакт – лубочный коллаж неизвестного художника "Седобородый индус", украшенный золотой фольгой и стразами. Его восстановили в прошлом году: очистили от пятен и следов клея, укрепили осыпающуюся краску, заклеили разрывы на бумаге, отпрессовали и затонировали. Выглядит индус теперь как новенький.
Фонтану вернули цвет
На выставке заодно можно увидеть на большом экране, как происходит весь процесс реставрации. Оценив повреждения, специалисты удаляют грязь с обратной стороны бумаги резиновой крошкой или ластиком. Акварели промывают дистиллированной водой, чтобы убрать желтизну и восстановить яркость изображения. По словам реставраторов, акварель очень уязвима к свету, температуре и влаге, бумага быстро желтеет, а краска выгорает. Так, потускневшему "Фонтану в Витербо" Александра Каминского вернули насыщенность цвета, а на картине Василия Шебуева "Смерть Ипполита" снова проступили линии облаков и фигуры лошадей.
Разрывы на картинах аккуратно заклеивают с изнанки специальной японской бумагой, а протёршиеся места заполняют жидкой бумажной массой. Если картина загажена мухами, следы мушиных экскрементов удаляют кончиком скальпеля. Специальные химические реактивы используются для выведения пятен, на завершающем этапе реставрации картину пропускают через суконный пресс, чтобы выровнять.
Над небольшими картинами реставраторы колдуют поодиночке, а над произведениями крупного формата – командой.
Увидеть спасённые картины можно по адресу: Лаврушинский переулок, 10, до 13 ноября.
Факты из мира реставрации Больше двух тысяч работ прошли через руки специалистов Третьяковской галереи за 10 лет. Над проектом башни Казанского вокзала Алексея Щусева работали четверо реставраторов. Белая бумага более хрупкая, чем покрытая краской. Пастель и уголь нельзя увлажнять и выравнивать под прессом.