25 апреля, в Родительский день, многие жители Сосьвы отправились на кладбище, поэтому в посёлке почти никого не было. Именно в этот момент и полыхнула лесопилка. Площадь пожара разрасталась молниеносно. Из-за сильного ветра огонь перекинулся на находящуюся рядом железнодорожную станцию, где стояли вагоны с пиломатериалами, а потом и на жилые дома.
После этого для жителей Сосьвы начался настоящий ад...Над посёлком поднялся гигантский столб едкого дыма. К прибывающим бригадам пожарных присоединилась спасательная авиация. В тот же день власти объявили ЧС. В посёлок выехали высокопоставленные чиновники, чтобы встретиться с погорельцами и оценить масштабы трагедии.
Однако во время встречи у местных жителей буквально началась истерика. – От нашей Сосьвы почти ничего не осталось! Где теперь жить? Где работать? – кричали селяне и наперебой рассказывали, что им не разрешали сжигать мусор на своих участках, зато лесопилке этого никто не запрещал. К вечеру людей начали эвакуировать – дышать в посёлке становилось нечем. Вывезли около 600 человек.
Огонь уничтожил всё
Лишь к полудню 26 апреля пожар удалось локализовать. Пожарные работали всю ночь, ни на минуту не прекращая тушить пламя. Огонь уничтожил 92 жилых дома и ещё несколько десятков хозпостроек.
– Погиб наш пёс Рексик, две свиньи с поросятами, куры и кошки, – рассказывают Metro супруги Печеневы. – Мы сами из Серова, использовали дом как дачу, но держали здесь хозяйство. Много лет вкладывали в это душу и средства, но огонь уничтожил всё за один день. Но вещи – это не главное, а вот животных жалко.
Есть жертвы и среди людей: погиб 62-летний дедушка. Его нашли, когда разбирали руины сгоревших домов.
– Когда случился пожар, первым делом начали тушить дома важных местных шишек, а не те, в которых живут обычные люди, – рассказал Metro очевидец Максим. – Дом моей бабушки оказался в эпицентре пожара и сгорел дотла.
Сгорело и местное ЛИУ-23 (лечебно-исправительноеучреждение). 234 заключённых, больных туберкулёзом и ВИЧ, пришлось эвакуировать под конвоем. Их этапировали в Нижний Тагил. Пока сотрудники ГУФСИН выводили зэков – в посёлке сгорели их собственные дома. В МЧС пояснили, что стремительному распространению огня способствовали обилие сухой травы и порывы ветра 20 м/с. Ближайший водоём – река Сосьва – находится довольно далеко, поэтому огнеборцам пришлось прокладывать магистральные линии протяжённостью два километра.
Кто виноват?
Версию с лесопилкой подтвердили в МВД региона. Глава пресс-службы свердловского ведомства Валерий Горелых заявил, что на производстве была нарушена техника безопасности. По данным екатеринбургского портала E1.ru, владелец лесопилки Натиг Мамедов сбежал.
Пока его не могут найти. Но очаг возгорания мог быть и за пределами лесопилки. Просто она оказалась на пути огня. Всего за несколько дней в Свердловской области произошло как минимум шесть крупных пожаров. В любом случае в обстоятельствах ЧП будут разбираться следователи. Уже возбуждено два уголовных дела: о халатности и причинении смерти по неосторожности.