В столице завершился пилотный проект по благоустройству дворов, учитывающий мнение жителей

В рамках программы “Мой район” в столице в течение последних двух лет реализовали необычный проект по благоустройству дворов “Проектируем район”. Представители мэрии совместно с архитекторами выясняли у жителей, какими они хотят видеть свои дворы, и только после этого приступали к благоустройству. Metro посмотрело, что из этого получилось
В столице завершился пилотный проект по благоустройству дворов, учитывающий мнение жителей
В столице завершился пилотный проект по благоустройству дворов.

На старте проекта было выбрано 5 московских дворов, находящихся в плачевном состоянии, но не попадающих в стандартную программу по благоустройству на ближайшие годы. 

– Пространства, в которых мы работали – наследие советского индустриального строительства, – рассказал Metro архитектор Григорий Гурьянов. – Было очень важно адаптировать их под современный ритм жизни.

При выборе дворов-участников учитывалась активность местных жителей, первые встречи с ними прошли ещё два года назад, но пандемия отложила реализацию проекта. Но большинство задумок в итоге удалось осуществить. 

Рассказываем, как преобразились некоторые дворы Москвы. 

 Улица Конёнкова, 4

Так двор выглядел до благоустройства.
Так двор выглядел до благоустройства.
Таким жители его видят сейчас.
Таким жители его видят сейчас.

Внешне этот двор отличается от любого другого тем, что тут установлены нетиповые малые архитектурные формы. Например, песочницу здесь установили под навесом с лавочками, чтобы самые маленькие жители двора и их родители не боялись дождя, а площадку для игры в стритбол отгородили специальным экраном.

 – Мы старались, с одной стороны, разделить зоны для разных возрастов, – объясняет архитектор проекта Григорий Гурьянов. – С  другой – не делать замкнутых пространств, где могли бы собираться асоциальные личности.

Конечно, не всё удалось реализовать. К числу несбывшихся планов относится и идея архитектора сделать в этом дворе безбарьерную среду.

– Если заниматься комплексным улучшением жизни во дворах, то необходимо заниматься подъездами, – это тоже часть дворовой среды, – рассказывает Григорий Гурьянов. – Пандусы критически важны для инвалидов и некоторых пожилых людей. Надеюсь, городские власти обратят на эту проблему внимание.

Норильская, 3

Так этот двор выглядел до благоустройства.
Так этот двор выглядел до благоустройства.
Таким жители его видят сейчас.
Таким жители его видят сейчас.

До того, как этот район был застроен, здесь находились дачи. Жильцы соседних домов попросили учесть это в концепции благоустройства. Проект предусматривал высадку новых деревьев и кустарников. Для пожилых жителей сделали место для игры в шахматы, повесили огромные “взрослые” качели, на которых могут качаться сразу несколько человек. А для детей сделали деревянную горку, под которой можно пролезать. Центром двора стала небольшая ель, вокруг которой жильцы планируют собираться в Новый год.

– В двух соседних домах живут аниматоры, работающие Снегурочкой и Дедом Морозом, – пояснила архитектор двора Александра Зюзина. – Каждый год они поздравляют соседей у этого дерева. Мы установили специальную подсветку, но её кто-то уже сломал.

Васильцовский Стан, 5

Так двор выглядел до благоустройства.
Так двор выглядел до благоустройства.
Таким жители его видят сейчас.
NATALI SMIRNOVA / Наталия Смирнова
Таким жители его видят сейчас.

Дома, стоящие вокруг этого двора, были построены совсем недавно. Его главной проблемой было отсутствие какого-либо озеленения. Архитекторы решили эту проблему, высадив тут деревья, кустарники. Самыми необычными украшениями здесь стали геопластика – авторы проекта сделали искусственные холмы и посадили на них полевую траву – и необычная мозаика, которой украсили трансформаторную будку.

– Ботанический мотив мозаики был выбран совместно с жителями, – говорит эксперт по соучаствующему проектированию и социальной анимации Любовь Гурарий. –  Это первый подобный проект в столице. Жильцы соседних домов переехали сюда недавно и очень хотели, чтобы у двора была своя индивидуальность.

Академика Скрябина, 26, к. 1

Таким двор был до благоустройства.
Таким двор был до благоустройства.
Таким жители его видят сейчас.
Таким жители его видят сейчас.

Это сравнительно небольшой двор, покатый с одной стороны. Архитекторы обыграли эту особенность рельефа, установив там горку для детей.

 – Неровность, которая раньше так раздражала жителей,  стала местной достопримечательностью, – делится архитектор Антон Ладыгин. – Спортивную коробку, стоящую на том месте, мы перенесли на плоскую поверхность в другую часть двора.

Главная отличительная особенность этого двора – скамейки, установленные на некотором отдалении от детской площадки.

 – Жители специально просили сделать место, где пожилые люди могут спокойно сидеть вдали от детского крика, – говорит Антон Ладыгин.

Новочеркасский бульвар, 46

Таким  двор был до благоустройства.
Таким двор был до благоустройства.
Таким жители его видят сейчас.
Александра Кириллина
Таким жители его видят сейчас.

Это самый маленький двор у самого высокого дома из тех, что попали в программу. К тому же тут живёт совсем немного детей. Именно поэтому детская площадка здесь получилась совсем маленькая, хотя и уютная. Основное пространство здесь было отдано взрослым жителям. Именно поэтому здесь так много мест, где можно спокойно посидеть и отдохнуть.

Это единственное пространство, участвующее в программе, где основные усилия были направлены на создание особой среды для взрослых жителей дома. Именно поэтому тут  так много скамеек, где можно спокойно посидеть и отдохнуть. Впрочем, авторы не забыли и про детей – тут можно найти маленькую, но красивую детскую площадку. Авторы проекта специально оставили пустую площадку с края  двора, чтобы жители со временем сами решили, что с ней делать.

 – На этом участке можно играть в футбол или, например, заниматься йогой, – пояснил архитектор двора Артем Укропов. –  Мы хотим, чтобы люди коммуницировали друг с другом, договаривались о том, как будут использовать этот участок. Думаю, это главное преимущество нашего проекта.