В столице провели первую научную перепись бездомных кошек

На протяжении всего года специалисты Фонда защиты городских животных считали уличных котов. Metro проследило, что из этого вышло
В столице провели первую научную перепись бездомных кошек
Из личного архива
Владимир Кузин с питомцами.

По убеждению организаторов, мониторинг поможет властям, общественникам и экспертному сообществу сформулировать более гуманную политику в отношении домашних животных.

Проект проводился при содействии Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН. Финансировала проект мэрия Москвы (грант в 1,8 млн руб.). Город был поделён на 40 квадратов, подсчёт и осмотр кошачьего поголовья проводили дважды: один раз летом, а затем осенью. Выяснили, что больше всего котов в Южном округе. Наибольшая плотность присутствия вольно гуляющих кошаков обнаружилась в спальных районах. Самые частые окрасы – шпротный (полосатый коричнево-серый), чёрно-белый и чёрный. Средний московский кот достаточно упитан и ухожен, раны и повреждения нашли менее чем у 3% обследованных.

Всего в рамках проекта насчитано 70,5 тыс. безнадзорных котов. Много? Как посмотреть. По количеству котобродяг Москва явно не впереди планеты всей. В Вашингтоне, сообщает тот же Фонд защиты городских животных, таковых выявлено 19,7 тыс. – но в Вашингтоне и население чуть ли не в двадцать раз меньше московского. В Британии благотворительная организация Cats Protection насчитала четверть миллиона одичавших кошек. Но это, конечно, ничто по сравнению с Францией, где безнадзорных котов, по сообщению Le Monde, от 10 до 12 млн.

Московских котов тоже взяли на карандаш – но изменит ли это их участь? Может изменить, считает известный московский котолюб Владимир Кузин. Кузин – личность известная. Несколько лет назад он оставил карьеру IT-директора, чтобы создать сеть котокафе – открытых приютов для безнадзорных кошек, совмещённых с небольшими кафе. Прибыль от заведения идёт на содержание хвостатых воспитанников.

– Теперь стало очевидным, что стратегия безвозвратного отлова (поиск хозяина или пожизненное проживание в приюте. – Прим. ред.) не будет эффективна, – говорит Владимир. – Построить приюты для такого количества котов или найти для них хозяев нереально. Значит, остаётся возвратный отлов: стерилизовать, вакцинировать и возвращать в среду обитания. Единственный вариант для горожан – мирно сосуществовать с котиками. Но для этого нужно создавать среду. Например, кошачьи домики построить во дворах, как в Польше. Надо перестать выгонять котов из подвалов, где они, скажем честно, ничего дурного не делают, кроме как ловят мышей. Но и приюты, конечно, должны остаться – для заболевших животных, для передержки. Пока самая массовая беда – "котятопад" весной и осенью. Но это происходит в основном на дачах, за городом, где нестерилизованных кошек и собак бросают на зиму… А в целом Москва – отличное место для котиков!