В столичной театральной студии играют дети с ДЦП, синдромом Дауна и другими диагнозами

Театральная студия для ребят – это не способ "вылечить" какое-либо заболевание. Это возможность принять диагноз как собственную индивидуальность
В столичной театральной студии играют дети с ДЦП, синдромом Дауна и другими диагнозами
предоставлено создателями студии. /
Спектакль "Мораль сей басни такова"

В Москве уже много лет работает детская инклюзивная студия "Сны Алисы". В ней играют ребята с особенностями. Недавно она приняла участие в  III Международном детском культурном форуме, где была принята с большим успехом. 

Metro пообщалось с  Любовью Ковалёвой, руководителем студии, и узнало, как искусство помогает, раскрепощает и позволяет найти себя особенным детям.

– Инклюзия – это процесс включения в активную жизнь социума людей с особыми потребностями. Применительно к нашей Детской инклюзивной студии можно сказать, что это процесс включения в активную жизнь социума детей с ОВЗ и инвалидностью, – говорит Любовь Ковалёва. – При этом мы не разделяем детей по нозологиям и возрастам, все репетируют и выступают вместе, среди студийцев есть также и нейротипичные ребята. Таким образом, внутри нашего коллектива формируется модель реального общества – ведь в жизни мы тоже все сосуществуем вместе. 

Спектакль "Сны Алисы".
предоставлено создателями студии
Спектакль "Сны Алисы".

В процессе репетиций ребята учатся взаимодействовать друг с другом, развивают навыки коммуникации. Они учатся общаться не только со сверстниками, но и с людьми старшими и младшими по возрасту. Пытаясь выражать свои мысли и эмоции, они получают важный навык быть понятным для окружающих. Большую роль в этом играют репетиции.

– Рядом нет мамы, которая поймёт любой невербальный сигнал, считает любую потребность своего ребёнка, – говорит Любовь Ковалёва. – У нас родители ждут в коридоре, а в репетиционном зале ребятам нужно общаться по-другому. Если требуется помощь, об этом нужно сообщить окружающим, дать сигнал о своей потребности. Кстати, навык своевременно просить помощь тоже актуален для каждого из нас. 

В студии есть ребята с самыми разными диагнозами.

– Важно понимать, что театральная студия – это не способ "вылечить" какой-либо диагноз. Это возможность принять диагноз как собственную индивидуальность, научиться пониманию: "Да, я такой. Все люди разные. Все мы непохожи друг на друга. Каждый абсолютно индивидуален", – говорит Любовь. – Среди артистов студии есть ребята с самыми разными диагнозами: ДЦП, РАС, умственная отсталость, синдром Дауна и многие-многие другие. В студии работают три режиссёра: заслуженный артист РФ Артём Бибилюров, заслуженный артист РФ Владимир Жуков и Анна Жукова. Они ведут 4 группы: две в Москве и по одной в городе Долгопрудный и  Лобня Московской области.  На репетициях проводятся как общие тренинги (это профессиональные актёрские упражнения, адаптированные для детской инклюзивной группы), так и индивидуальная работа над сценами спектаклей. Все репетиции проходят по подгруппам, которые формируются в зависимости от распределения ролей и занятости в той или иной сцене. Причём в одной сцене могут быть заняты ребята совершенно разного возраста: например, молодой взрослый с инвалидностью и ученик начальной школы. 

Спектакль "Мораль сей басни такова"
предоставлено создателями студии. /
Спектакль "Мораль сей басни такова"

Помимо навыков общения и опыта игры на сцене дети получают и другие знания.

– Ребята развивают память и речь. Запоминание сценического текста, порядка реплик, сцен и своих выходов помогает развивать способность запоминания и другой информации. Ребята становятся более ответственными – им нужно следить за своим реквизитом, не пропускать реплики, помнить, где нужно переставить стул или вынести на сцену что-то из бутафории, где нужно помочь партнёру по сцене. Работа с театральным костюмом помогает не только лояльнее относиться к повседневной одежде, но и развивает навык аккуратности. При разборе новых произведений для постановки, исследовании причинно-следственных связей и обсуждении, возможна ли та или иная ситуация в жизни и допустимо ли такое поведение персонажа, у ребят развивается любознательность и интерес к учёбе. Они начинают более активно учиться, свободнее отвечать на уроках, а это обязательно повышает успеваемость. Всё это в долгосрочной перспективе помогает ребятам становиться более самостоятельными в жизни, – говорит Любовь Ковалёва.

Самая открытая и свободная сфера для развития навыков коммуникации, возможности раскрыться и выразить себя – это творчество. Поэтому решили осуществлять программу социальной адаптации детей с ОВЗ именно через творчество, через театральные формы, путём постановки спектаклей. Театр позволяет развивать воображение, а через работу с вымышленным миром, веру в сказку легче поверить и в другие "предлагаемые обстоятельства", соответствующие реальной жизни. Метод арт-терапии признан психологами, именно он и лежит в основе программы.
Любовь Ковалёва
Ребята не только репетируют, но и участвуют в настоящих спектаклях.

– Мы играем спектакли несколько раз в месяц на различных площадках Москвы. Регулярные выступления на профессиональной сцене крайне важны для детей с ОВЗ: это не только про важность внимания, которого в обычной жизни не хватает ребятам, и не только про популяризацию инклюзивной культуры. Крайне важно, что каждое выступление влияет на формирование у артиста собственной мотивации для дальнейшего развития навыков, – объясняет руководитель студии. – Артисты выходят на сцену,  и, безусловно, они хотят понравиться зрителю. А для этого нужно больше работать, заниматься, репетировать. В работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью крайне важна системность. Любой полученный навык без продолжения работы над ним легко теряется, наступает регресс. Поэтому репетиции в студии проходят один раз в неделю, есть небольшой перерыв на новогодние и летние каникулы, поскольку многие уезжают, но зачастую даже в новогодний и летний период мы собираемся и играем спектакли на том или ином фестивале. 

Дима занимается в студии с самого её основания, на протяжении 5 лет. Занятия с педагогами в студии очень помогли Диме: он стал уверенным в себе, не боится импровизировать, не боится ошибок, ведь во время спектакля может произойти любая незапланированная ситуация. Например, актёр может забыть текст или партнёр перепутает фразы,  могут быть проблемы со звуком. И с таким форс-мажором маленьким артистам нужно справляться самостоятельно, находясь под пристальным вниманием публики. Для подростка это потрясающий опыт: в моменте осваивается умение контролировать свои эмоции, самостоятельно, без помощи взрослых, выпутаться из непростой ситуации и, конечно, дети учатся взаимовыручке и поддержке.
Юлиана, мама артиста студии "Сны Алисы" Димы
Театральная студия – это прежде всего семья, где дети дружат, ждут встречи друг с другом и с педагогами. На занятиях они учатся не только театральному искусству, но и взаимопомощи; учатся находить выход из нестандартных ситуаций и не впадать в истерики. Опыт сцены очень важен, так как большинство детей замкнуты, а выступления помогают не стесняться окружающих, чувствовать себя значимым, нужным обществу.
Светлана, мама артистки студии "Сны Алисы" Алисы
Попасть в театр может любой ребёнок.

– Мы регулярно открываем набор в студию, сообщения об этом публикуем на нашем сайте и в социальных сетях. Каждый ребёнок талантлив, а театр настолько многогранен, что каждый сможет здесь найти себе занятие по душе. Мы поддерживаем инициативы наших студийцев: это и помощь в создании реквизита, идеи для костюмов, иногда неожиданные постановочные решения той или иной сцены, помощь в создании медиаконтента и даже фирменного стиля студии. Нам важно, чтобы каждый участник студии мог раскрыться, проявить себя, – говорит Любовь. – А спектакли студии доступны всем. Мы не продаём билеты для того, чтобы к нам мог прийти любой желающий, к нам можно попасть по регистрации. Дело в том, что нам важно популяризировать инклюзию и показывать, что дети с ОВЗ тоже талантливы, что это такие же дети. С этой целью мы также выступаем на открытых городских фестивалях и ездим на гастроли.