В "Стальном сердце" Никита Ефремов остался без крови, но с золотым зубом

В Сети появился первый трейлер отечественного фэнтези "Стальное сердце" про Илью Муромца и Соловья-Разбойника, которые в костюмах роботов сражаются в современном мире
В "Стальном сердце" Никита Ефремов остался без крови, но с золотым зубом
Кинокомпания "Карго"
Никита Ефремов в образе Соловья-Разбойника.

Узнали, как создавали грим и сложный костюм для главного злодея в исполнении Никиты Ефремова.

Сюжет фильма "Стальное сердце" 

Действие фантастической сказки начинается во времена Древней Руси. Соловей-Разбойник (Никита Ефремов) со своей армией осаждает Чернигов-град, но попадает в плен благодаря богатырю Илье Муромцу (Владимир Любимцев). Соловей решает отомстить и уверяет Муромца, что не его, а Соловья-Разбойника потомки будут чтить как героя. Благодаря эликсиру бессмертия Разбойник дожил до наших дней, где действительно помнят и почитают его, а Муромца считают отрицательным героем. Не верит в это только профессор Киселёв, в северных льдах он находит обледеневшее тело Муромца и возвращает его к жизни благодаря стальному сердцу. Новая схватка Ильи Муромца и Соловья-разбойника неминуема, но произойдёт она на школьной "Робоарене", на которой они будут драться в костюмах роботов. 

Чем Соловей-Разбойник похож на Локи

Никита Ефремов в образе Соловья-Разбойника.
Кинокомпания "Карго"
Никита Ефремов в образе Соловья-Разбойника.

Художник по гриму Ксения Максимова рассказала Metro, что, разрабатывая образ Соловья-Разбойника, она вдохновлялась богом скандинавской мифологии Локи. 

– Нашему герою очень подходили хитрость, коварство и, конечно, красота Локи. И всё это отлично сочеталось с органикой Никиты Ефремова, – говорит Ксения Максимова. – Муромца же мы делали похожим на мощного гнома, который при этом был бы не только сильным, но ещё и добрым. 

Так как в фильме есть исторические и современные сцены, персонаж Ефремова тоже изменялся.

– На историческую часть мы делали ему рыжую бородку, а к парику пришивали длинную косу. На современную часть оставляли только рыжий удлинённый парик. Слегка выбеливали кожу, так как по сюжету Соловей пил зелье, чтобы дожить до наших времён, и подразумевается, что крови в его теле практически не осталось. 

Делали рыжими актёру и брови. Почему выбрали для Соловья именно такой цвет?

– Потому что я сама рыжая, – шутит художник по гриму. – А ещё этот цвет волос испокон веков ассоциируется с чем-то потусторонним. 

Как ковали соловьиный зуб

Соловей-Разбойник, как мы помним из былин, поражал противников страшным посвистом. У героя из "Стального сердца" знаменитый зуб уже отсутствовал и был заменён вставным золотым.

Золотой зуб Соловья-Разбойника.
Кинокомпания "Карго"
Золотой зуб Соловья-Разбойника.

– Мы делали слепок зуба актёра и по этому слепку изготавливали фиксу на зуб. Делали коронку таким образом, чтобы было ощущение, что этот золотой зуб вручную ковал кузнец, – уточняет художник по гриму. – Фиксу, конечно, делали не из золота, а из металла, а потом красили в золотой цвет.

Так выглядела фикса золотого зуба героя до покраски.
Предоставлено героиней публикации
Так выглядела фикса золотого зуба героя до покраски.

По словам нашей собеседницы, главной сложностью на проекте, как это часто и бывает, была работа с постижем (так называют любое изделие из волос).

– У каждого художника существует свой способ работы и своя техника, – рассказывает Ксения Максимова. – Парик Соловья-Разбойника делался по меркам Никитиной головы, поэтому сел он на него идеально. Парик на всю картину был один, но обычно делают два, на всякий случай. Для изготовления его использовались натуральные рыжие волосы. Чтобы придать волосу фактуру, перед тем как его тамбуровать в тюль, волос химически обрабатывался. 

Парик – дело кропотливое.
Предоставлено героиней материала
Парик – дело кропотливое.

Но бороду изготавливали из синтетического волоса, который лучше переносит непогоду, влажность и другие испытания:

– Мы применяли технологию поволоскового вклеивания, клеили бороду на специальный клей, который выдерживает даже большой поток воды.

Волосы Соловья-Разбойника приходилось постоянно поправлять.
Кинокомпания "Карго"
Волосы Соловья-Разбойника приходилось постоянно поправлять.

Робот на ходулях 

Для фильма создали пять робокостюмов: для Ильи Муромца, Соловья-Разбойника, Лихо Одноглазого, Жар-Птицы и Паука. В картине на арене будет сражаться ещё и Змей Горыныч, но его в итоге было решено делать полностью компьютерной графикой.

– Каждый костюм был по-своему уникальный. Например, робот у Ильи Муромца – самый плечистый, 1,3 метра в ширину. У Жар-Птицы крылья горят настоящим огнём, поэтому в костюме была предусмотрена система подачи газа и весь он был выполнен из огнеупорных материалов, – рассказал Metro Александр Стеценко, руководитель компании "Русские каскадёры", которая занималась созданием трюкового реквизита, костюмов и постановкой всех трюков в фильме. – Соловей-Разбойник – это робот почти в 2,7 метра, поэтому в нём предусмотрена система ходулей. Он самый большой и самый тяжёлый робот. Во время битв на ходулях передвигались каскадёры, но актёру Никите Ефремову тоже пришлось сниматься в этом робокостюме, в сценах без шлема. Он тоже двигался в костюме на ходулях, но его, конечно, в такие моменты съёмок брали на страховку. 

Макет костюма робота для Соловья-Разбойника.
Предоставлено героем публикации
Макет костюма робота для Соловья-Разбойника.
Каскадёры примеряют макеты костюмов роботов для Соловья-Разбойника (слева) и Ильи Муромца.
Предоставлено героем публикации
Каскадёры примеряют макеты костюмов роботов для Соловья-Разбойника (слева) и Ильи Муромца.
Робокостюм Соловья поправляют на съёмочной площадке.
Предоставлено героем публикации
Робокостюм Соловья поправляют на съёмочной площадке.
Илья Муромец и Соловей-Разбойник перед схваткой. Когда роботы были в масках, за актёров снимались каскадёры.
Кинокомпания "Карго"
Илья Муромец и Соловей-Разбойник перед схваткой. Когда роботы были в масках, за актёров снимались каскадёры.
Отдыхать в таком огромном костюме с ходулями внутри можно, разве что присев на стремянку.
Кинокомпания "Карго"
Отдыхать в таком огромном костюме с ходулями внутри можно, разве что присев на стремянку.

Над проработкой образов сказочных роботов работала целая группа художников и бутафоров. Предварительно они изучали изображения в былинах и русских народных сказках. 

– Тут ещё важен был момент, что по сюжету роботов придумывают дети, а не взрослые инженеры на крупной корпорации, – говорит Александр Стеценко. – Каждый робот – это разработка какой-то отдельной школы. Поэтому мы пытались придумать, как бы это могли увидеть и придумать дети. Мы во время работы над образами отрисованные эскизы показывали детям разного возраста и интересовались, нравится – не нравится, а что бы они здесь добавили.

Костюмы с секретами

Робокостюмы изготавливали из современных материалов, многослойных, многопрокладочных, которые при определённой своей жёсткости остаются всё-таки мягкими. 

В костюмах роботов были предусмотрены искры, которые летели при ударах.
Кинокомпания "Карго"
В костюмах роботов были предусмотрены искры, которые летели при ударах.

– У всех костюмов очень сложная система креплений к телу. Под костюмом робота находился спецкостюм с крепежами, подвесами, замочками, и к ним крепились отдельные части робота, – продолжает Александр Стеценко. – Отдельная история – система перемещения суставов. Мы 4 месяца доводили до ума суставы, чтобы в кадре движения героев были плавными. Плечевой сустав переделывали раз восемь, потому что он то и дело не выдерживал тренировочный бой.   

Цифра
15–20
деталей – из такого количества составных частей сделан каждый костюм робота. Вес костюмов – от 18 до 30 кг.

По словам собеседника, костюмы они не жалели, били их максимально. Оружие, конечно, было мягкое, но удары очень даже реалистичные, поэтому что-то постоянно отваливалось, проминалось:

– По истории роботы у нас металлические, поэтому мы решили, что при каждом ударе по костюму должны лететь искры. "Искры" ставились поверх костюма, на пультах, на программах, чтобы в момент удара срабатывали искровые. Так как это пиротехнические изделия, то костюмы сразу покрывались грязью, пылью. Поэтому практически после каждого дня съёмок нужна была реставрация. Художники всю ночь сидели и красили костюмы, готовили их к новым боям в кадре. 

"Стальное сердце" выйдет в мае 2025 года, но уже сейчас можно увидеть первые видеофрагменты будущего фильма.