Когда впервые оказываешься в первом корпусе Музея Москвы, думаешь: неужели здесь раньше была парковка? Догадка почти что верная — в эпоху царской России здесь располагались складские помещения. Но вот мы поднимаемся на этаж выше и выходим сразу на подсвеченный снизу подиум. Лучшей отсылки для выставки о моде сложно придумать.
Само словосочетание "советская мода" даже звучит как-то дико. Ведь что такое мода? В сознании сразу всплывают журнал Vogue, Неделя моды в Париже, "Дьявол носит Prada" — заметьте, ничего из этого и рядом не пролетало с Советским Союзом. Однако уже в 20-е годы, после Октябрьской революции, мода была вопросом государственного уровня. Ателье мод, Дом моделей на Сретенке и Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО) — все эти организации создавались в СССР и были призваны продвигать моду в массы.
Однако стать модницей в советское время было трудно. Пойти в торговый центр и купить "трендовую" вещь ещё пока возможности не было, но для умеющих шить создавались различные женские журналы, в которых публиковались выкройки. Самым популярным изданием в те времена считалось "Я шью сама", отличавшееся тем, что в нём были чертежи, с помощью которых модницы могли подогнать понравившуюся модель по фигуре без особых проблем. Аналогом же знаменитого Vogue стал "Журнал мод", в котором зарубежные тенденции адаптировали под реальность советских женщин.
Интересно, что мода в СССР хоть и брала в пример свою парижскую "коллегу", восхищаясь её утончённостью и возможностью жить вне времени, однако наши модельеры делали упор не на элитарный круг ценителей, а на то, что одежду будут носить обычные люди. В Союзе не было моделей, к которым привыкли фанаты глянца, демонстрировать новые фасоны звали людей "с улицы": обычно это были знакомые и приятели работающих в домах моды сотрудников.
Нарядов на выставке немало, но главный её экспонат — платье под символичным названием "Россия" — не заметить невозможно. Ярко-красное одеяние с переливающимися золотом вставками и капюшоном, созданное художницей Татьяной Осмёркиной для "Экспо-1967" в Монреале, было вдохновлено стилем краснофонных новгородских икон. Именно оно снискало восхищение критиков и любителей моды по всему миру, "гастролируя" в течение нескольких следующих лет. Оригинальное платье, к сожалению, пропало без вести после своих многолетних "гастролей" — на выставке представлена копия, выполненная специально для этой экспозиции.
Глядя на буйство красок и разнообразие тканей, остаётся лишь вопрос: так где же были все эти дизайнерские находки и почему тогда СССР в плане одежды запомнился только серостью и однообразием? Ответ прост: часто дизайн просто приносили в жертву утилитарности.
— Система домов моделей изначально не была заточена под то, чтобы контролировать процесс того, как будет создаваться одежда на производстве, — рассказывает Ксения Гусева, куратор выставки. — Разрабатывая свой дизайн, они не учитывали ситуацию в стране и возможности лёгкой промышленности. Попадая на фабрики, модели неоднократно переделывались — и в итоге от первоначальных идей мало что оставалось.