Несколько узеньких улиц в микрорайоне Ново-Ленино в Иркутске перекрыты сигнальной лентой. На месте крушения работают следователи и криминалисты. В числе приоритетных версий рассматриваются отказ авиационной техники и ошибка пилотирования. Также в экстренных службах заявили, что лётчики не смогли отвести самолёт от жилого сектора из-за потери сознания. Причиной мог стать остаток азота в кислородных баллонах. Под давлением этот газ становится токсичным.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев рассказал о погибших пилотах. Это Максим Конюшин и Виктор Крюков, они работали в Иркутске с 2015 и 2012 годов соответственно, Конюшин – заслуженный лётчик-испытатель, многодетный отец. Крюков – лётчик-испытатель третьего класса. Сослуживцы говорят, что он жил небом, был настоящим асом.
То, что кроме пилотов никто не погиб (хотя самолёт упал в густо застроенном частном секторе), сейчас кажется чудом.
"Я эту "сушку" видел, всё нормально было. Вечером сидел дома, занимался своими делами. И тут – бах! – звук, похожий на взрыв, всё загорелось, – рассказывает в соцсетях местный житель Александр. – В первое время мужики с тушением пожара помогали, с вёдрами бегали – молодцы. Много было маленьких обломков. То ли шифер стрелял, то ли от самолёта куски отлетели. Потом пожарные подъехали, полиция. Всех отогнали. Жаль, люди погибли. Машина-то что? Просто кусок железа".
Некоторые эксперты авиационной отрасли сейчас занимаются разбором этого происшествия.
– Пока сложно делать какие-то выводы. Пилоты были в кислородных масках. Если бы они почувствовали дым или запах гари – можно было сбросить фонари (прозрачная часть пилотской кабины. – Прим. ред.). А тут полное бездействие, – говорит Metro почётный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, лётчик-испытатель Магомед Толбоев. – Вообще, мы в советское время теряли 120 самолётов в год. Самолёты летают, поэтому и аварии случаются, а когда не летают – вообще ничего не бывает.
Майор в запасе, бывший военный лётчик Игорь Захаров считает, что к аварии привёл сбой в системе жизнеобеспечения.
– Отказ кислорода может быть или резкая разгерметизация произошла. На практике бывает, что на больших высотах лётчик теряет сознание от перегрузки, но после того, как самолёт сбрасывает высоту, приходит в себя. Но чтобы оба пилота одновременно потеряли сознание – это очень странно. Обычно кто-то сильнее, кто-то слабее. Возможно, произошла какая-то внештатная ситуация.
Metro вспоминает другие известные случаи, когда пилоты теряли сознание за штурвалом. К счастью, это не всегда приводило к трагедиям.
Сбой системы
Нью-Йорк – Рим
В апреле этого года в итальянской авиакомпании ITA Airways произошёл похожий инцидент, сообщает La Repubblica. Во время рейса капитан и второй пилот отключились на 10 минут. В этот момент воздушное судно находилось над территорией Франции, и местные диспетчеры в течение всего этого времени пытались связаться с экипажем. В результате им пришлось объявить террористическую угрозу. Когда пилоты вновь вышли на связь, они сообщили о сбоях в системе. Однако проверка никаких проблем не выявила, и пилоты были уволены.
Гипоксия
Кэрнс – Редклифф
Другой случай, когда пилот заснул из-за гипоксии и пролетел аэропорт назначения, произошёл в июле 2020 года. Как следует из отчёта Австралийского бюро безопасности, стало ясно, что на высоте 3000 метров пилот одномоторного лёгкого самолёта, который летел над территорией Австралии, начал использовать дополнительную кислородную систему и неожиданно заснул. Когда он очнулся, воздушное судно находилось в 111 км от пункта назначения.
Болезнь
Порт-Огаста – Аделаида
В марте 2019 года пилот-стажёр летел без сознания целых 40 минут, пишет газета The Independent. Отмечается, что перед полётом он плохо спал, так как был простужен. Почувствовав головную боль, лётчик включил автопилот. Диспетчеры смогли установить с ним связь, только когда самолёт пролетал над океаном на высоте около 1,5 тысячи метров. Несмотря на случившееся, он успешно посадил машину.
Читайте также: