Заводной апельсин (1971), режиссёр Стенли Кубрик
Алекс (Малкольм Макдауэлл в гениальной роли) возглавляет банду отморозков, которые с шутками-прибаутками насилуют, грабят и калечат. Всё очень страшно, пока не становится ещё страшнее: юношу берётся перевоспитывать государство.
Экранизация романа Энтони Бёрджесса, превращённая Кубриком в гротескную сатиру на общество, была бы великим фильмом, даже если бы от картины осталась одна вступительная сцена. Прозванный "безумным ливерпульцем" Макдауэлл смотрит на зрителя с экрана тяжелейшим взглядом огромных голубых глаз, являя собой чистое, кристальное, незамутнённое Зло.
Общество всё это не оценило.
В год выпуска фильм подвергся шквалу критики и запретам. СМИ наперебой писали о его вредном влиянии на молодежь. Историю о юноше, избившем до смерти старика, опубликованную в газете Times, а также другие случая насилия, напрямую связали с фильмом. В США картине присвоили рейтинг X, как порнофильму. В Великобритании "Апельсин" изъяли из проката и вернули только в 2000 году, в Ирландии - всего на год раньше. В Сингапуре запрет на фильм продержался до 2011 года.
Техасская резня бензопилой (1974), режиссёр Тоуб Хупер
Группа молодёжи отправляется узнать, кто в последнее время занимается в округе вандализмом на кладбище. По пути они заглядывают в старый дом, где жил дедушка двух ребят: над могилой старика тоже кто-то надругался. Потом за подростками начинает бегать маньяк в маске из человеческой кожи с молотком, бензопилой и чокнутой семейкой, изображавшей поначалу приятных и вменяемых жителей округи.
Снятый за гроши фильм стал родоначальником жанра слэшера (поджанр фильмов ужасов, для которого характерно наличие убийцы-психопата, который преследует и изощрённо убивает одного героя за другим), который пережил в 1970-е свой золотой век, а затем начал меняться, сворачивая то в культовую "Пилу", то в лютый трэш. Из-за невиданного уровня насилия фильм запретили к показу в 11 странах. Со временем фильм стал культовой классикой, возглавляет списки лучших хорроров всех времён и породил долгоиграющую франшизу.
Сало, или 120 дней Содома (1975), режиссёр Пьер Паоло Пазолини
Фашисты держат в плену юношей и девушек из бедных семей, совершая над ними бесчисленные акты издевательств. В финале жертв не спасают, мучители остаются безнаказанными. Первая часть фильма называется "Преддверие ада", последняя - "Круг крови".
Перенеся события, возможно, самого жестокого из жестоких романов маркиза де Сада в фашистскую республику Сало, великий итальянский режиссёр-неореалист Пазолини снял страшную антитоталитарную притчу и, возможно, подписал себе смертный приговор. Угрозы убийством поступали ему ещё в период съёмок, а незадолго после их окончания Пазолини был убит (убийство так и осталось нераскрытым).
Всего через несколько дней после убийства режиссёра Комитет по цензуре запретил демонстрацию фильма. На следующий год против продюсера картины Альберто Гримальди возбудили дело о распространении порнографии. В Великобритании "Сало" разрешили к показу лишь в 2000 году. Тем не менее, многие кинокритики расценивают его как выдающееся антифашистское произведение.