В России увеличилось число детских суицидов. Как избежать самого страшного

Поговорили с экспертами о детском суициде – попытались вместе разобраться, как не допустить непоправимого
В России увеличилось число детских суицидов. Как избежать самого страшного
Orawan Pattarawimonchai/Shutterstock
В России увеличилось количество детских суицидов.

Число детских самоубийств и их попыток увеличилось в 2021 году в России на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая, пишет РБК со ссылкой на Следственный комитет. В 2018 году СК зафиксировал 788 суицидов среди несовершеннолетних, в 2019 году – 737, в 2020 году – 548. 

Конфликты во взаимоотношениях с родителями и сверстниками, неразделённые влюблённости, недовольство собой, сложности в обучении, буллинг в учебных заведениях – основные причины, которые называют психологи, говоря о детском суициде. Привычный мир рушится, подросток ощущает себя загнанным в угол, оказавшимся один на один с проблемой, которая видится ему неразрешимой. А если и разрешимой, то мысли о последствиях кажутся невыносимыми. Теряется чувство защищённости, на первый план выходит страх, который побеждает инстинкт самосохранения, искажает его. Ребёнок не получает или боится получить поддержку у значимого взрослого, и суицид кажется ему единственным выходом. 

– Всё начинается с тревоги, – рассказывает Metro Татьяна Гилёва, клинический психолог, гештальт-терапевт. – У подростков есть свойство – максимализация ситуации. Им кажется, что если плохо, то совсем плохо, и плохо настолько, что ни у кого другого так никогда не было. Если и родители охвачены тревогой, то состояние усугубляется. Сейчас мир быстро меняется, общий фон напряжённости возрастает, взрослым приходится решать базовые непростые задачи, и поэтому эмоциональное состояние подростков сегодня сложное. 

Другой эксперт, кандидат психологических наук, детский и семейный психолог Наталья Искра, назвала в беседе с Metro иные причины повышенной тревожности: 

– Все дети играют в компьютерные игры, где есть кнопка restart (перезапуск)... В силу ограниченного жизненного опыта они гораздо меньше осознают последствия своих действий. "Догаджетный" ребёнок понимал, что, если бежать неаккуратно, он ударится, будет больно. У современных детей такого опыта меньше, они больше времени проводят дома, меньше взаимодействуют с окружающей средой. Restart и идея, "что со мной это точно не случится", дают ощущение неуязвимости. 

Уберечь детей от "последнего шага" – можно.
fizkes/Shutterstock
Уберечь детей от "последнего шага" – можно.

Пытаются найти себя

В подростковом периоде – психологи обозначают его с 11 до 16 лет – ребёнок особенно уязвим. Связано это не только с физиологическими особенностями, когда меняются гормональный фон и тело, но и с особенностями психологическими. 

– В этот период они пытаются понять себя: что могут, на что способны, зачем пришли в этот мир, как он устроен, как построить надёжно-важные успешные взаимоотношения с этим миром, – рассказывает Metro Елена Морозова, клинический детский психолог, директор Центра психолого-педагогической поддержки семьи "Нелишние дети". – Сегодня даже взрослые потеряли свои ориентиры, поэтому многие родители не в состоянии быть опорой и поддержкой для своих детей. С педагогами происходит похожая ситуация. Клубок сложных и непонятных отношений с собой, с миром, близким окружением приводит к тому, что страх перед будущим доминирует. 

– До подросткового возраста ребёнок считает, что родители – самые главные люди, которые знают всё лучше остальных, – продолжает Наталья Искра. – В подростковый период у них открываются глаза – оказывается, что родители живут совсем неправильно, а настоящие жизненные ценности и идеалы – другие. Изменения, которые происходят в теле, пугают и требуют больших эмоциональных сил. Общество предъявляет уже серьёзные требования. Со всеми этими задачами многие дети не справляются ещё и в силу повышенной импульсивности – и потому что ещё не умеют просчитывать последствия своих поступков: лобные доли головного мозга (они отвечают в том числе за формирование критического мышления и построение причинно-следственных связей) окончательно формируются только к 21 году. Основная задача подростка в этом возрасте – отделиться от родителей и признать себя как отдельную личность. Чтобы отделиться, необходимо обесценить родительские идеалы, их образ жизни. Суицидальные мысли могут появляться, с одной стороны, от ощущения необходимости отделения, а с другой – от его невозможности. 

Нет никаких гарантий 

Важно разделять случаи суицида, вызванные клинической депрессией, и спонтанные. Психологи называют депрессию серьёзным предвестником и говорят о том, что не стоит её недооценивать. Подростковая депрессия – серьёзное психологическое заболевание, она требует профессионального лечения и ранней диагностики. Её признаки: изменение эмоционального состояния ребёнка (например, он может отказываться встать с кровати, был тихим – стал активным, и наоборот). Меняется режим питания: либо не ест ничего, либо ест много. Сбивается режим сна и бодрствования. Отказывается общаться с родителями, друзьями, посещать школу и секции. 

Спонтанный суицид диагностировать сложно. 

– Даже в благополучных семьях, где царит любовь, ребёнок, столкнувшись с агрессией в школе, может пойти на самоубийство, – продолжает Наталья. – Это очень опасно, потому что нет никакой стопроцентной гарантии и ярких признаков-звоночков. 

Татьяна Гилёва выделила несколько причин ситуативных самоубийств: подросток не знает, будет ли он принят, получит ли поддержку; не может найти выхода, кроме как покончить с собой; считает, что последствия будут настолько ужасными, что с ними не справится; "за компанию"; злится на родителей и хочет сделать им больно. Агрессия, якобы направленная на близких, на самом деле направлена на себя. 

Реальная история 

Газета Metro поговорила с Татьяной, у которой родной брат был на грани суицида. 

– Он был совершенно другим. Весёлым, активным, был сильно привязан к бабушке. В его 13 лет бабушка умерла. Он остро переживал потерю. С отцом были сложные отношения: был обижен на то, что отец уделяет ему мало времени. Отношения с матерью тоже складывались непросто. Мама родила нас довольно поздно по тем временам: меня – в 34 года, брата – в 38. Долго не могла забеременеть. Поэтому очень переживала за нас, была гиперопека. Сильно контролировала брата, хотела знать, где он и с кем, поэтому часто звонила его друзьям. Друзья от него отвернулись. Перестала пускать брата гулять с ребятами, и он увлёкся компьютерными играми. 

Я стала замечать изменения: его мысли, высказывания о мире стали негативными: мир сложный, жить тяжело. Его рисунки в тетрадях и блокнотах стали мрачными, появились страшные надписи. На теле стала замечать порезы, на полках – седативные препараты. Он стал искать друзей с такими же проблемами и взглядами на жизнь. Появилась подруга, которая видела самоубийство матери, друг, который вышел из больницы, где лечился от депрессии. Я стараюсь проводить с ним много времени, разговаривать. 

Сейчас брату 20, мне – 24, и его держит в этом мире любовь ко мне: он очень не хочет меня расстраивать своим уходом. 

На своём примере

Профилактика подросткового суицида начинается с раннего детства. 

– Если ребёнка ругают за честность, за рассказы о переживаниях, если за проказы – наказывают, ограничивают и, не дай бог, бьют, стараясь воздействовать на поведение, то в подростковом возрасте дети боятся обратиться за помощью к родителям, боятся попросить о поддержке, – рассказывает Metro Наталья Искра. – Ребёнку важно понимать, что он любим, понят и принят любым. Любовь к жизни и самоценность личности, конечно, закладываются в семье. 

Подростковый период – очень сложный.
Alexander/Shutterstock
Подростковый период – очень сложный.

Педагог-психолог школы № 1502 "Энергия" Зоя Елькина рассказала Metro, что родители учат ребёнка жить собственным примером. Он перенимает то, что они транслируют ему, а не то, что говорят.

– Если папа играет в танки и говорит сыну: "Найди себе занятие", ребёнок с большой вероятностью найдёт себе занятие в виде компьютерной игры, – пояснила эксперт. – Велико и влияние массмедиа. Сцены жестокости в фильмах и аниме влияют на эмоциональный фон подростка, его картину мира. Чувства и эмоции возникают механически, и увиденное или услышанное может влиять на мировосприятие.

По словам Зои, формированию суицидальных мыслей у подростка предшествует так называемое отрицание жизни. Он думает, что мир устроен несправедливо, в нём сложно выжить, без личной выгоды никто ничего не сделает, жизнь не имеет смысла, от него самого всё равно ничего не зависит. 

– Если подросток, у которого мировоззрение находится в стадии формирования, принял идею о собственной никчёмности, невозможности повлиять на то, что происходит в его жизни, он начинает видеть в окружающем мире то, что соответствует установке, которую он сам себе дал. Как говорится, кто хочет – видит возможности, кто хочет – препятствия. И находит объяснения всему происходящему, исходя из собственных убеждений, – подчеркнула эксперт.

Кроме того, Зоя подготовила для родителей рекомендации, которые помогут защитить ребёнка от суицидальных мыслей.  

Уметь выслушать

Взрослые должны внимательно относиться к тому, что говорит ребёнок. Важно, чтобы подросток чувствовал, что он понят и услышан. Ни в коем случае нельзя обесценивать его чувства и то, чем он делится. Если подросток совершил ошибку, не стоит говорить категорично: "Сам виноват". Лучше выслушать ребёнка: что произошло, что он чувствует, проанализировать причины его поступка, последствия, вместе выработать стратегию, как себя вести, если аналогичная ситуация возникнет в дальнейшем, или как такого не допускать. Ребёнок должен получать поддержку старших, понимать, что он не один, что можно находить конструктивные решения, и есть взрослые, которые рядом и готовы помочь разобраться в происходящем и найти оптимальное решение.

Формировать позитивные жизненные установки и эмоциональный интеллект

Чтобы не допускать негативного представления о жизни и о мире, важно с детства формировать у ребёнка установки о том, что в мире много красивого и интересного, много людей, с которыми можно делать что-то вместе, и от которых можно чему-то научиться, мир полон возможностей для достижения задуманного. Учить анализировать причинно-следственные связи, чтобы ребёнок мог сам прослеживать последствия решений. Слушать о мечтах подростка, вместе превращать мечты в цели, строить планы по их достижению. Если что-то не получается, пробовать другие пути достижения. Таким образом, ребёнок будет ориентирован на достижение успеха и поиск оптимального способа, и это будет способствовать гармоничной адаптации в социуме. 

Разнообразить жизнь

Важно прививать ребёнку интересы: к чтению, искусству, спорту, к познанию окружающего мира и наук о нём. Если  интересно жить, узнавать что-то новое, чему-то учиться, чего-то достигать, знакомиться с новыми людьми, вряд ли будут посещать мысли о том, что мир настолько плох, что стоит из него уйти.

Подготовить к тому, что общение в Сети может быть небезопасным

Если ребёнку грустно и одиноко, если он не находит взаимопонимания со стороны окружающих людей, особенно тех, кто для него значим, он может искать близких людей в Интернете. Потребность в этом возрасте в общении, в доверительных отношениях велика, и подросток, испытывающий чувство одиночества, может "подружиться" с тем, кто займётся формированием у него негативных установок касаемо окружающего мира и жизни. Помимо того что подростку важно помочь сформировать сферу интересов, научить его ставить цели и достигать результатов, необходимо информировать ребёнка, что в общении с незнакомым человеком в Сети нужно быть осторожным. Ведь за аватаркой может оказаться кто угодно.