Будущее ближе, чем кажется. По столице уже катается робот-доставщик: он всегда пропускает пешеходов и объезжает препятствия, полагаясь на своё техническое зрение. Но скоро таким беспилотникам и водителям обычных авто будут помогать "Умные дороги" – проект по созданию инфраструктуры, способной общаться с машинами.
На дорогах нового поколения под железобетонными плитами лежит оптоволокно, сигналы с которого считывает нейронная сеть. Система распознаёт вибрацию шагов пешехода и подаёт соответствующий сигнал водителю или, как планируется, беспилотнику, что человек собирается переходить дорогу. Пешехода водитель может не заметить, например, за другими машинами, а система предупредит заранее.
Нейросеть умеет предсказывать ещё два вида событий: распознаёт, что поблизости работает дорожная техника или по пути следования есть открытый колодец.
Как рассказал Metro первый заместитель президента АО "Смартс" (компания-разработчик технологии) Станислав Давыдов, новинку уже вовсю обкатывают в Самарской области, где "умное" дорожное полотно (участок в 1500 км) связывает все районные центры области с Самарой. Ещё 100 км аналогичной дороги находится в Калужской области – на трассе М-3 "Украина".
Чтобы пользоваться преимуществами новинки, у водителя должно быть установлено приложение "Умный водитель", оно будет доступно для пользователей IOS и Android. В ноябре-декабре 2023 года появится возможность скачать приложение, сейчас есть его beta-версия.
– На телефон будут приходить уведомления, что через определённое количество километров на определённом участке трассы будет затор. И нужно будет снизить скорость или, наоборот, нужно набрать скорость, чтобы минимизировать потери времени, – пояснил Давыдов.
Эксперт отметил, что Самарское областное ГИБДД уже прибегает к данным, собранным с "умной дороги", для поиска виновников ДТП. И нарушителей находят. Так, недавно КамАЗ при выезде с заправки сбил табло с ценами на топливо и водителя смогли отследить. При этом горе-водитель был уверен, что находился вне поля зрения каких-либо камер и свидетелей.
– В перспективе информацией "умных дорог" будут пользоваться страховые компании, перевозчики и логистические компании, крупные автопарки, парки такси, – надеется собеседник. По его словам, создание таких дорог является промежуточным этапом к созданию инфраструктуры для беспилотных транспортных средств: современный беспилотник сможет следовать по такой "умной дороге" и подключиться к ней.
Как считает автоэксперт Виктор Похмелкин, "умная дорога" была бы очень полезна рядовому водителю, поскольку поступающая информация более расширена, чем та, что есть у Яндекс.Карты и навигаторов.
– Это может снизить аварийные факторы и повысить безопасность. Что касается беспилотников, то тут возникает вопрос ответственности, кто именно возмещает ущерб. Законодательство об ОСАГО не рассчитано на использование беспилотников на дорогах, инженерия и техника тут явно опережают правовой подход, заключил он.