В России стали строить дороги для беспилотных автомобилей, которые сами определяют виновников ДТП

Репортёр Metro выяснил, как будут работать такие трассы
В России стали строить дороги для беспилотных автомобилей, которые сами определяют виновников ДТП
АО "Смартс"
Прокладка оптического волокна под асфальтом для создания "умной" дороги.

Будущее ближе, чем кажется. По столице уже катается робот-доставщик: он всегда пропускает пешеходов и объезжает препятствия, полагаясь на своё техническое зрение. Но скоро таким беспилотникам и водителям обычных авто будут помогать "Умные дороги" – проект по созданию инфраструктуры, способной общаться с машинами.

На дорогах нового поколения под железобетонными плитами лежит оптоволокно, сигналы с которого считывает нейронная сеть. Система распознаёт вибрацию шагов пешехода и подаёт соответствующий сигнал водителю или, как планируется, беспилотнику, что человек собирается переходить дорогу. Пешехода водитель может не заметить, например, за другими машинами, а система предупредит заранее.

Нейросеть умеет предсказывать ещё два вида событий: распознаёт, что поблизости работает дорожная техника или по пути следования есть открытый колодец.

Как рассказал Metro первый заместитель президента АО "Смартс" (компания-разработчик технологии) Станислав Давыдов, новинку уже вовсю обкатывают в Самарской области, где "умное" дорожное полотно (участок в 1500 км) связывает все районные центры области с Самарой. Ещё 100 км аналогичной дороги находится в Калужской области – на трассе М-3 "Украина". 

Чтобы пользоваться преимуществами новинки, у водителя должно быть установлено приложение "Умный водитель", оно будет доступно для пользователей IOS и Android. В ноябре-декабре 2023 года появится возможность скачать приложение, сейчас есть его beta-версия.

– На телефон будут приходить уведомления, что через определённое количество километров на определённом участке трассы будет затор. И нужно будет снизить скорость или, наоборот, нужно набрать скорость, чтобы минимизировать потери времени, – пояснил Давыдов.

Эксперт отметил, что Самарское областное ГИБДД уже прибегает к данным, собранным с "умной дороги", для поиска виновников ДТП. И нарушителей находят. Так, недавно КамАЗ при выезде с заправки сбил табло с ценами на топливо и водителя смогли отследить. При этом горе-водитель был уверен, что находился вне поля зрения каких-либо камер и свидетелей. 

– В перспективе информацией "умных дорог" будут пользоваться страховые компании, перевозчики и логистические компании, крупные автопарки, парки такси, – надеется собеседник. По его словам, создание таких дорог является промежуточным этапом к созданию инфраструктуры для беспилотных транспортных средств: современный беспилотник сможет следовать по такой "умной дороге" и подключиться к ней.

Как считает автоэксперт Виктор Похмелкин, "умная дорога" была бы очень полезна рядовому водителю, поскольку поступающая информация более расширена, чем та, что есть у Яндекс.Карты и навигаторов. 

– Это может снизить аварийные факторы и повысить безопасность. Что касается беспилотников, то тут возникает вопрос ответственности, кто именно возмещает ущерб. Законодательство об ОСАГО не рассчитано на использование беспилотников на дорогах, инженерия и техника тут явно опережают правовой подход, заключил он.