В Минпромторге заявили, что в отрасли маркетплейсов наблюдается "огромный рост, но есть и проблемы", поэтому правительству надо вмешаться. Предприниматель Тигран Варданян, стратег по развитию бизнеса на маркетплейсах, рассказал Metro, почему к крупным интернет-площадкам по продаже товаров стали проявлять внимание.
— Прощупывается почва, чтобы посмотреть, что произойдёт при попытке влезть на рынок. Пока нечего бояться, – отметил эксперт.
По словам Варданяна, первая причина, по которой правительство заинтересовалось работой маркетплейсов, – это желание отрегулировать их работу. Быстрый рост породил ситуации, не управляемые законом, есть риски для многих участников рынка: поставщиков, владельцев точек выдачи товаров, курьеров, самих маркетплейсов и их филиалов, покупателей.
Отсутствие прописанных правил игры порождает простор для обмана, а определить виноватых не всегда реально. Возникшие проблемы решаются в судебном порядке. Однако даже в случае, когда, например, поставщику удалось доказать нарушение со стороны интернет-магазина, это не всегда победа.
– Часто сталкивался с ситуацией, когда компания выиграла дело против интернет-площадки, но получила ультиматум: либо мы выполним обязательство по решению суда, но вы больше торговать у нас не будете, либо торгуйте дальше, но мы ничего исполнять не станем.
Существует и проблема недобропорядочных продавцов. Бывали случаи, когда покупателю отправляли кирпич вместо телефона. По словам Варданяна, всем этим нужно управлять, чтобы рынок "не превратился в раковую опухоль". Люди находят лазейки, используют их в корыстных целях, чем наносят вред бизнесу.
– В этой игре должен быть рефери, который вопросы решит. Эта роль должна исполняться и государством.
Вторая причина интереса к маркетплейсам – интернет-площадки образуют большую часть трудового рынка. Открытие одного логистического центра Wilberries или схожего с ним бренда создаёт сотни рабочих мест. В отрасли крутится огромное количество денег, что заставляет правительство присмотреться внимательнее.
Однако, как подметил специалист, правительство пока не понимает как отрегулировать работу огромного механизма. Возникшая идея сенаторов установить для маркетплейсов предельную долю на рынке и запретить им расти, открывая новые пункты выдачи, тому подтверждение.
– В РФ часто сначала делают, а потом думают. С моей точки зрения, это не вполне правильная мера, как и в целом ограничение эволюции. Появился от реки небольшой рукав, которой начал растекаться. Спустя какие-то годы рукав сам превратился в реку. Идёт развитие. Его нужно правильно ограничивать, чтобы людей у берегов не подтопило, но и не перекрывать поток.
Варданян подчеркнул, что, если не брать в расчёт защиту прав участников рынка онлайн-торговли, дела там регулируются сами собой. Участники находят путь развития. А в будущем работа с маркетплейсами позволит маленьким компаниям стать большими, что полезно для экономики.
– Это относительно новое направление, которое уже несколько лет успешно развивается. Нужно дать ему возможность развиваться больше, при этом управлять всем остальным процессом.
По словам Варданяна, в любом случае сегодня у маркетплейсов нет ресурсов, которые позволят полностью сконцентрировать рынок продаж в своих руках, обойдя обычные магазины. Однако всё же будущее именно за крупными интернет-площадками.
– Это видит достаточно много людей у нас. Я думаю, что в правительстве есть грамотные кадры, которые понимают, как нужно поступить, просто они пока не озвучивали идеи. Но, как ни крути, любое развитие происходит через стресс.