Власти Южной Осетии объявили дату референдума, в ходе которого местные жители выскажутся за или против присоединения республики к России. Как говорится на сайте президента страны, всенародное голосование пройдёт 17 июля.
Примечательно, что совсем недавно в Южной Осетии состоялись президентские выборы, и дату референдума объявил уступивший в президентской гонке, но формально всё ещё действующий глава государства Анатолий Бибилов, однако новый руководитель республики (пока не прошедший церемонию инаугурации) Аслан Гаглоев подтвердил намерение провести голосование.
Надо сказать, подобный референдум уже проводился в Южной Осетии. Тогда в 1992 году 98% жителей страны высказались за создание суверенного государства, независимость от Грузии и последующее присоединение к России.
Сейчас Южная Осетия имеет полную независимость от Грузии, её суверенитет и военная безопасность обеспечены присутствием российских войск, русский язык там является государственным (на нем ведётся обучение в школах и вещают основные СМИ). В связи с этим может быть не совсем понятно, как поменяется жизнь у простых граждан и что РЮО может получить на государственном уровне.
– Да, формально это отдельное государство, но сейчас, когда в мире так неспокойно, то лучше быть не маленьким и гордым в одиночестве, а частью чего-то большого, – поделился в беседе с Metro политолог, кандидат исторических наук Вячеслав Лопарь. – Простым гражданам станет безопаснее и спокойнее, а сама республика сможет сохранить автономность. Если Грузия вторгнется в суверенную Южную Осетию, то РФ, как союзник, откликнется военной помощью. А это просто развяжет НАТО руки. Когда РЮО – регион России, то никто не посмеет на неё напасть.
Главный и самый сложный вопрос в этой ситуации, как считает эксперт, это формат, в котором республика будет существовать в границах России.
– На мой взгляд, будет лучше, если Южную и Северную Осетии объединят в единую Аланию. Так мы получим цельный российский регион, получим земли, которые исторически принадлежат РФ. И если кто-то будет претендовать и проявлять агрессию к Южной Осетии, чью принадлежность будут считать спорной, то формально будет проявлять агрессию на бесспорные территории России. Другое дело, что тут возникает множество других сложностей – что будет столицей региона, где будет правительство. Как ни крути, а РЮО – это отдельное государство.
Стоит отметить, что меньше чем через месяц после референдума 1992 года столицу РЮО Цхинвал начала обстреливать грузинская артиллерия, позже к атакам присоединились и грузинские боевики. Все это переросло в многолетнюю войну. Теперь же, как полагает эксперт, подобный сценарий исключён.
– Вот вам пример с Украиной: никто туда не лезет, только дают оружие. В Грузии есть базы НАТО, Тбилиси давно пытается вступить в альянс, но НАТО не станет дискредитировать себя открытым нападением. Даже если Грузия вступит в НАТО и попросит поддержки, то большинство стран-членов альянса откажут. И санкций тоже можно не бояться: все, которые можно было ввести, уже ввели. Россия больше не сможет потерять западных "партнёров", потому что их давно нет.