В пятницу, 19 мая, на ТВ стартует шестой сезон шоу "Удивительные люди", в котором участники поражают своим интеллектом и способностями. Одна из героинь проекта – психолог и арт-терапевт из Москвы Елена Бурьевая. Она задаст несколько вопросов родителям 10 детей, а потом из 10 картин с одинаковым сюжетом ей предстоит угадать, чей именно ребёнок нарисовал каждый из рисунков. Metro стало интересно, как можно так "читать" рисунки, и мы решили провести эксперимент, в котором поучаствовала я и мой 5-летний сын Глеб.
"Признайтесь, вы экстрасенс?!"
Елена сначала один на один с Глебом занимались творчеством. Сын должен был по просьбе психолога делать рисунки на разные темы, а потом – уже один на один со мной – арт-терапевт рассказала, какие внутренние проблемы нашего мальчика она смогла увидеть из самих картинок и из того, как он себя вёл во время рисования. Не знаю как, но яркий рисунок "Барашек в бутылке", например, обнаружил проблему брезгливости. Пришлось признаться психологу, что Глеб до сих пор всячески отказывается самостоятельно вытирать попу. Доходит до анекдотического абсурда. 5-летний парень кричит мне "Я покакал!", со слезами умоляет ему помочь, а потом в момент, когда я вытираю ему попу, многозначительно интересуется: "Мам, а меня в военные возьмут? Или в ниндзя, например?"
Из рисунка "Живой дом" Елена Бурьевая смогла узнать всю подноготную про нашу семью, про непростые отношения, про проблемы во время грудного вскармливания, болезненную привязанность сына ко мне и даже про то, что он никак не привыкнет спать на своей кровати один!
– Признайтесь, вы экстрасенс?! – спросила я Елену.
– Нет! – рассмеялась детский психолог. – Просто я арт-терапевт с огромным опытом работы. Арт-терапия не магия и это не совсем история про расшифровку рисунков. Такая практика – один из самых экологичных способов обнажить психологические проблемы человека, но не прямыми вопросами, а через обсуждение творческого объекта, который человек слепил, нарисовал и так далее. Условно говоря, человек рассказывает не про себя, что он слабый, уставший, а про свой нарисованный цветок на тонком высоком стебле, который вот-вот сломается. И сам пытается найти ответы, чем же можно помочь этому цветку. Во время такого творческого процесса человек всегда неосознанно выражает свои чувства, иногда даже легче, чем если бы говорил про себя конкретно.
По словам Елены Бурьевой, арт-терапия не имеет ограничений и дополнительный плюс этой методики – её легко можно использовать самостоятельно для того, чтобы помочь себе или своим родным. Эксперт по просьбе Metro поделилась несколькими арт-методиками, которые вы можете использовать для себя и своих детей.
Методика "Живой дом"
Сначала нужно написать 8 человек, с которыми вы или ваш ребёнок часто общаетесь. Затем – нарисовать простым карандашом деревенский дом, состоящий из 8 частей: фундамент, стены, окна, дверь, порог, чердак, крыша, труба. Затем "поселить" каждого из 8 важных для вас людей в одну из частей нарисованного дома. Когда все будут распределены, прочитайте, что означает ваш рисунок. Но не заглядывайте в расшифровки раньше времени, чтобы не испортить эксперимент!
Возможные интерпретации:
Фундамент – тот, кого вы сюда поселили, – главный материальный и духовный "обеспечитель" семьи, тот, на ком всё держится. Хотя психолог говорит, что возможно и отрицательное значение – человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна – будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создаёт чувство безопасности, или автор рисунка хотел бы это от него получать.
Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора рисунка иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у автора отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны.
Труба – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает "выпустить пар", отрегулировать эмоции.
Двери – информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с миром; тот, у кого автор рисунка учится взаимодействовать с другими людьми.
Порог – человек, с которым автор рисунка связывает возможность общения в будущем.
Арт-практика "Мой ребёнок в виде цветка"
Нарисуйте своего ребёнка в виде цветка. Ответьте на вопросы: какой это цветок, что ему нравится, о чём он мечтает, комфортно ли ему быть там, где вы его нарисовали.
Эта практика, по словам нашего эксперта, поможет понять, знаете ли вы своего ребёнка. Ведь без этих знаний сложно построить отношения между родителями и детьми.
По словам арт-терапевта, в целом можно "прочитать" любой свой рисунок или своего ребёнка, для этого необходимо задать ряд вопросов автору.
Нравится ли тебе то, что ты нарисовал? (Ответ может указывать на то, как человек относится к себе.)
Какие чувства вызывает у тебя этот рисунок? (Ответ может говорить про то, какие чувства у него в отношении самого себя.)
Что в этом рисунке тебе нравится? (И это будет перечислением того, что нравится в самом себе.)
Что не нравится? (И ответы будут означать, что не нравится человеку в себе.)