В РАМТе роман о Средневековье превратили в трагифарс XXI века

На днях состоялась премьера спектакля "Мим" по книге немецкой писательницы, историка-медиевиста Лилли Таль в постановке молодого режиссёра Филиппа Шкаева
В РАМТе роман о Средневековье превратили в трагифарс XXI века
Мария Моисеева / Фото предоставлено пресс-службой РАМТ
Музыкальные номера в спектакле "Мим" добавляют действию рок-н-ролльного драйва.

Сюжет

Тарас Епифанцев (Филипп), Антон Савватимов (Мим), Иван Забелин (Теодо), Андрей Лаптев (Флорин). С помощью деталей создатели спектакля всё же постарались придать ему атмосферу фантастической истории.
Мария Моисеева / Фото предоставлено пресс-службой РАМТ
Тарас Епифанцев (Филипп), Антон Савватимов (Мим), Иван Забелин (Теодо), Андрей Лаптев (Флорин). С помощью деталей создатели спектакля всё же постарались придать ему атмосферу фантастической истории.

Два враждующих между собой королевства, Монфиль и Винландия, договорились подписать мирный договор. Король Винландский Теодо приглашает бывшего противника короля Монфильского Филиппа с сыном Флорином и свитой на праздничный пир. Но враги не бывают бывшими, а жажда власти не знает чести. Теодо сразу же сажает в тюрьму Филиппа, а из его 12-летнего сына решает сделать шута.

Превратить наследного принца в покорное существо с широкой улыбкой поручили придворному шуту Миму. Режиссёр Филипп Шкаев сделал главным героем спектакля именно Мима, а не Флориана, как в книге. Мим (блестящая актёрская работа Антона Савватимова) – в прошлом нищий, сирота. Умный и честный, он выполнял свои обязанности долг до тех пор, пока это не потребовало от него переступить через нравственный закон внутри.

Вообще, роман Лилли Таль невероятно интересный – и страшный. Это одна из тех редких сегодня книг, которые жутковато читать, но оторваться невозможно. Это лучший способ увлечь подростков чтением – именно так мы залпом прочитывали романы Виктора Гюго ("Мим" в чём-то перекликается с его "Человеком, который смеётся") или Мориса Дрюона. Они переносят нас в мир Средних веков, который завораживает и одновременно пугает.

Впечатление

Антон Савватимов (Мим) и Андрей Лаптев (Флорин). Придворный шут Мим даёт уроки шутовства принцу.
Мария Моисеева / Фото предоставлено пресс-службой РАМТ
Антон Савватимов (Мим) и Андрей Лаптев (Флорин). Придворный шут Мим даёт уроки шутовства принцу.

Прекрасно, что молодые режиссёры ставят современные книги для подростков, напрочь лишённые назидательности и даже безжалостные к юным читателям, которые в этом возрасте уже понимают, что прекрасная роза может уколоть или быстро завянет.  

О том, что войны между королевствами практически неизбежны, молодые люди знают ещё и благодаря "Игре престолов". А то, что некоторые моменты и фразы пугающе актуальны, так это потому, что меняются эпохи, но не человек – особенно наделённый властью. Он по-прежнему хочет чувствовать своё превосходство и подпитывает это чувство, унижая других. Поэтому Средневековье кончилось, а пытки продолжаются. Средневековые королевства превратились в развитые государства, но войны длятся и длятся. Прошли века, а народ снова раболепствует перед деспотами-правителями. 

Но есть ощущение, что люди продолжают верить в какой-то высший смысл страдания, – как шут Мим, преданный королю, но не предавший самого себя.

Фишка

Свою работу при дворе короля Теодо Мим называл "высшее шутовское искусство".
Мария Моисеева / Фото предоставлено пресс-службой РАМТ
Свою работу при дворе короля Теодо Мим называл "высшее шутовское искусство".

Прямых отсылок к какой-либо эпохе в декорациях и костюмах нет. Но с помощью деталей создатели спектакля всё же постарались придать ему атмосферу фантастической истории (художником выступил сам режиссёр Филипп Шкаев). Мим в гриме Джокера, принц Флорин в нелепом колпаке, король в бутафорской короне, псоглавые стражники в униформе...

Впрочем, на всякий случай зрителей предупредили, что "все персонажи вымышлены и совпадения случайны".

Самые яркие моменты – словесные поединки между Мимом и принцем Флорианом. Они напоминают рэп-батл, когда оппоненты перекидываются рифмованными колкостями. Среди этих фраз попадаются и мудрые изречения вроде "Лучше свободно говорить, чем говорить о свободе", и напоминающие детские стишки "Если шут не веселит, значит, скоро будет бит".

Музыкальные номера и стендап превращают спектакль в трагифарс XXI века, который, увы, разыгрывается на наших глазах и за пределами театра, вовлекая всех в действие будто по законам театральной игры.  

Не буду напоминать всем известную цитату Шекспира о том, что жизнь – театр, просто скажу, что в этом спектакле все остались живы – и друзья, и враги. Потому что главный герой в каждом видел прежде всего человека. Умел в каждом разглядеть искорку, которая может спасти его душу – и королевство. 

Мы сознательно шли по пути народного театра: от грубого балагана и легкого гиньоля – до стендапа и рэпа. Для нашей команды этот роман представился как замкнутый круг жестокости, в котором уже никто не помнит, как всё началось и за что все продолжают убивать друг друга. И только Мим оказывается способным разорвать этот круг.
Филипп Шкаев, режиссёр

Подслушано

– Прикинь, если сегодня издать такой закон о том, что все шуты обязаны носить грим или колпаки с ослиными ушами. Многим пришлось бы их надеть…

– Нормальный спектакль. Правда, книга мне больше понравилась, там интересно написано, как жили униженные и оскорблённые в Средневековье.

– Худрук театра Алексей Бородин, как всегда, молодец! Умеет угадывать, что понравится школьникам. Я несколько спектаклей здесь смотрела – ни одного занудного.