3 февраля в кинотеатрах стартует комедия "Непослушник" на "горячие" темы: закон об оскорблении чувств верующих, видеоблогеры и желание хайпа как главная скрепа нашей современности. Видеоблогер Дмитрий (Виктор Хориняк из трилогии "Последний богатырь") ведёт свой канал на YouTube, для которого снимает довольно жестокие пранки. Чтобы повысить падающую популярность, Дмитрий устраивает пранк в церкви. Парня начинает преследовать полиция и даже ФСБ, угрожая ему тюремным сроком. Дима прячется в монастыре родного провинциального городка, выдавая себя за послушника. Новая монастырская жизнь оказывает на циничного баламута внезапный эффект. Мы поговорили о "Непослушнике" с режиссёром фильма Владимиром Коттом.
На идею фильма о пранке вас натолкнули какие-то конкретные события?
Это не события, а цепь событий, потому что пранки стали частью нашей жизни. Пранки делятся для меня на добрые, милые – и пранки злые, когда пытаются добиться неожиданной реакции человека под видеозапись. Мне это не нравится.
То есть идея в основе фильма пришла от пранков, а не от оскорбления чувств верующих?
Да, конечно.
Сейчас, особенно на Западе, часто говорят о репрезентации в кино. Например, такой-то персонаж – это репрезентация темнокожих в фильме. Ваш главный герой, молодой блогер, поначалу показан как сугубо отрицательный персонаж. Он думает только о деньгах и славе, лжёт, подставляет других людей. Это репрезентация российской молодёжи в вашем фильме? Или только репрезентация блогеров?
Это опасная тема, потому что это ни в коем случае не репрезентация ни молодёжи, ни блогеров. Потому что есть блогеры, которые на стороне добра. Это касается только злых пранкеров. Ради хайпа люди могут делать вообще ужасные вещи. В фильме его пранк действительно оскорбляет чувства верующих. Чёрт в церкви – это не просто выйти и ловить покемонов, что, собственно, не страшно. А изображать чёрта в церкви – это уже какая-то конкретная вещь.
Главному герою после пранка в церкви, где он изображал чёрта, грозит три года тюрьмы. Это то "перевоспитание", как считаете вы, в котором нуждаются люди за оскорбление чувств верующих?
Я давно считаю, что тюрьма – это не перевоспитание человека. Бессмысленно в тюрьме перевоспитывать. Это просто демонстрация для остальных, сколько он может получить, если совершит такой поступок. Это предупреждение для других, а не перевоспитание.
То есть это справедливо – за оскорбление чувств верующих человека отправлять в тюрьму на три года?
Смотря за что.
За оскорбление чувств верующих. Я имею в виду ситуацию как в вашем фильме. Мы только её разбираем.
Во-первых, там угрожают тремя годами, потому что так написано в Уголовном кодексе. Это же не я писал степень признания вины, ну, степень наказания, это так написано. А лично я считаю, что три года, год или даже меньше – это неправильно. Я бы какие-нибудь назначил работы обязательные в церкви.
Но наказание в любом случае должно быть?
Мы сейчас пошли в политическую сторону, а я не хочу на эту тему разговаривать. Я был за Pussy Riot, за покемонов, но не за чертей во время службы. Это реально оскорбляет. Есть шутки, когда люди не понимают, а есть осознанное, когда люди понимают, на что они идут.
Главный герой – атеист. И вначале нам показан портрет отрицательного героя. И этот его атеизм в фильме должен подчеркнуть, что он отрицательный персонаж?
Нет, ни в коем случае. Его "отрицательность" подчёркивают его дела, его действия. Атеизм – это тоже мировосприятие, я к нему нормально отношусь. Вы реально связываете атеизм с "отрицательностью"?
Я спрашиваю о том, как это в вашем фильме. Насколько это так.
Нет, это вообще не так. О таком нигде не говорится, только действия. Развёл мужика, разбил его машину, пошёл в церковь изображать чёрта. Он плохой человек, конечно. Потому что так нельзя.
Виктор Хориняк впервые снялся у меня давным-давно, лет десять назад, в сериале, а потом ещё в одном фильме. У него отличная фактура. Такой мужик, но при этом тонкой нервной системы. То есть он сильный человек, который умеет плакать, для меня это важно. Как Сильвестр Сталлоне. Человек, который, несмотря на свою фактуру, может быть слабым. Виктор этого не боится. Владимир Котт, режиссёр фильма "Непослушник"
Складывается впечатление, что Интернет, высокие технологии, освоение космоса, фактически приметы современной жизни, как-то осуждаются в фильме.
Нет, это не так. Просто храм Божий – для связи с Богом. Туда нельзя с телефоном, вот с этим я согласен. Это как в театре, где нужно выключать телефон. Потому что телефон может помешать восприятию того, что происходит либо в храме, либо в театре. Высокие технологии прекрасны, но зависимость от них ужасна. Я говорю про зависимость. От Интернета, от гаджетов, от телефонов. У нас на больших пальцах скоро будут отдельные отростки. Это вопрос зависимости. Из-за Интернета мы забываем про человеческое общение.
Сначала главный герой живёт с другой девушкой, условно "светской". Это его помощница-блогерша, совершенно современная девушка. А потом в монастыре он встречает условно "духовную" девушку, которая пишет иконы. И вот он в процессе "перевоспитания" бросает первую девушку. Для его духовного перерождения потребовалось бросить женщину?
Нет, потребовалось влюбиться по-настоящему.
А он не был влюблён в первую девушку?
Не был, конечно. Он только думал, что был влюблён. Он же делал ей предложение не выйти за него замуж, а просто: "Стань моим партнёром". Он ей обещал, но это не вопрос. Любовь – это дар. Мы не знаем, любим мы или нет. А он впервые полюбил, потому что встретил ангела. Полюбил ангела.
Обычная женщина ему уже не подходила?
Это была просто женщина. Там про секс, а тут про любовь, вот и вся история. Можно ли в вашем издании употреблять слово “секс”? (Смеётся.)
"Непослушник" – история перевоспитания. Есть немало классных фильмов на эту тему, например "День сурка". Почему для перевоспитания вашего персонажа потребовалась вера в Бога, влияние церкви? Светским путём он бы не перевоспитался?
У каждого свой путь, особенный, поэтому тут нет законов. Он приобрёл опыт, а не перевоспитался. Я не верю, что люди перевоспитываются. Но они приобретают опыт и могут немного поменяться. Он же не злодей, он не убийца. Он обычный человек, который немножко по-другому стал смотреть на жизнь.
Разве немножко? Мне кажется, что он кардинально изменился. Он бросил всю свою прежнюю жизнь, сменил женщину, работу, мировоззрение, что самое главное. Он ведь из атеиста превращается в верующего.
У него получилось по-настоящему помолиться. Он впервые стал искренним, потому что молитвы без искренности не бывает. Да, поменялось мировоззрение, такие происходят вещи. Даже самый известный пример – Пётр, апостол, был вообще непонятно каким человеком, а потом поверил (вероятно, Владимир имеет в виду апостола Павла, который был римским сборщиком налогов, апостол Пётр был обычным работящим человеком, рыбаком. – Прим. ред.). Но это не о воспитании или перевоспитании. Он поменял свою жизненную позицию.
Я немного иначе сформулирую. Вам хотелось снять фильм о человеке, который изменился, стал из плохого намного лучше. И для себя вы увидели возможность снять такой фильм, только если изменения с ним произойдут под влиянием церкви, религии? Не "День сурка", где он открыл для себя что-то сам.
Нет, это не под влиянием веры. Это потому, что он влюбился. Всё ради Насти (героиня Таисии Вилковой. – Прим. ред.).
Последний вопрос непростой, но я всё-таки его задам. Кажется, вашему герою помогают высшие силы, с ним стали случаться чудеса. Он попал в нужное место, к доброму наставнику, встретил "ангела", как вы говорите. Обвинение в "оскорблении чувств верующих" ему теперь не страшно. А если кто-то получит такое обвинение в реальной жизни, что делать ему? Если с ним все эти чудеса не случаются?
Нормальный такой вопрос. (Смеётся.) Думаю, нужно взять Новый Завет и читать.