В программе Panorama Берлинале прошла премьера фильма Михаила Бородина "Продукты 24"

Мы посмотрели этот фильм, основанный на реальных событиях, про страдания современных рабов в глухих подвалах московского магазина
В программе Panorama Берлинале прошла премьера фильма Михаила Бородина "Продукты 24"
METRAFILMS
Кадр из фильма "Продукты 24".

Мировая премьера российского фильма "Продукты 24" (международное название картины Convenience Store) состоялась в программе Panorama Берлинского кинофестиваля.

Это дебютная художественная картина режиссёра Михаила Бородина, ранее снявшего несколько короткометражных фильмов, среди которых "Я нормальный" (участник конкурсной программы La Semaine de la Critique, Канны, 2018, кинофестиваля "Кинотавр"-2018) и “Регистрация” (участник конкурсной программы Odense Film Festival 2020), а также документальный фильм COTTON100%.

Сюжет ленты основан на реальных событиях – так называемом деле гольяновских рабов. В продуктовом круглосуточном магазине на окраине Москвы живут и работают мигранты из Узбекистана. У них нет ни денег, ни документов. По сути, они находятся в рабстве в этих крошечных помещениях, спрятанных в подвалах бетонной многоэтажки.

Фильм начинается со сцены мусульманского свадебного обряда, который совершает мулла в подвале магазина. “Новобрачные” – глубоко беременная продавщица Мухаббат (Захара Сансызбай) и отец её будущего ребёнка по имени Бек (Толибжон Сулейманов). "Нельзя жить во грехе, а то на всех нас и на магазин Всевышний пошлёт проклятие", – говорит хозяйка магазина Жанна (Людмила Васильева) после "церемонии бракосочетания", расплачивается с муллой и обещает подарить Мухаббат магазин, когда та родит сына, периодически повторяя, что все они для неё, как дети, поскольку своих нет.

Свое "родительское благословение" вслед за этим она даёт и на изнасилование другой работницы, когда в магазин приходит "крыша" в лице сотрудников полиции. На крики, раздающиеся из подсобки, где полицейские свершают свой нехитрый "обряд", пытается отреагировать зашедший в магазин обычный покупатель. Но местная охрана, состоящая из таких же “рабов”, быстро выпроваживает его на улицу. Гражданина тоже можно понять: заявлять в полицию на полицию – дело бесперспективное, да ещё и крайним окажешься. Сами разберутся. 

За страдания Жанна снисходительно дарует изнасилованной Мавлюде (Асель Тюртюбаева) отгул: “Завтра можешь не выходить”, который та в отчаянии пытается использовать как шанс для бегства. Вполне предсказуемо, что без документов её тут же находят и возвращают “домой”, то есть в подвал, где устраивают показательную порку с избиением до полусмерти. “Пусть для вас всех этот будет уроком! Бог накажет вас, если пойдёте против меня вы, неблагодарные”, – говорит Жанна, непонятно, какого Бога имея в виду. “Уходите, я вас не держу, вы все свободны”, – добавляет она после того, как полуживую Мавлюду приколачивают к полу гвоздём.

Родившей Мухаббат всё же удаётся сбежать на родину, правда, не без помощи посочувствовавшей ей русской жительницы этого дома. Но в залог она оставляет не только паспорт, но и самое дорогое, что у неё есть, – сына. Долгожданное возвращение домой тоже не становится спасением: её встречает еле сводящая концы с концами больная мать, недавно похоронившая мужа. Единственный способ хоть что-то заработать здесь – сбор белого золота на таких же рабских условиях.

История и правда страшная, мрачная и беспросветная. Такое кино, насквозь пропитанное безысходностью, принято называть “чернухой” и показывать на международных фестивалях. В Европе затронутая в кино тема нарушения прав человека – уже практически 50-процентная гарантия того, что фильм если не наградят, то уж точно отметят, вне зависимости от художественных достоинств картины. Делали ли на это ставку создатели “Продуктов” или руководствовались всё же верой в торжество справедливости и гуманистических идеалов человечества? 

Ведь, к слову, магазин, в котором происходили все эти ужасы, работает до сих пор. В него за покупками ходят те же местные жители, что и десять лет назад. Более того, там те же хозяева, но ни одного уголовного дела так и не было заведено. Европейский суд по правам человека начал рассматривать в конце декабря "Дело гольяновских рабов", и возможно, решение этого суда повлияет на судьбы конкретных людей, а поддержка Берлина поможет придать это дело более широкой огласке. Так что точка в этой истории ещё не поставлена. Финал пока остаётся открытым как в фильме, так и в жизни.