Когда у Новодевичьего кладбища негде припарковаться, это значит, что сегодня важная дата. Еле вписавшись в малюсенький пятачок под ёлкой, иду к могиле родственников. Слышны оживление, шум. "Сегодня открытие памятника Этушу", – шепчутся проходящие мимо. И сразу перед глазами, как у ребёнка 70-х, всплывает образ – Карабас-Барабас. И ноги сами ведут поклониться актёру, ставшему символом детства многих ребят.
Памятник передаёт не только портретное сходство
Памятник небольшой, лаконичный, выполнен в бронзе. Глаз оторвать невозможно – скульптура кажется живой, а сходство с Владимиром Этушем – поразительное. Гости церемонии повторяют: "Похож!" Вдова Владимира Абрамовича Елена Этуш, очень трепетно относившаяся к созданию произведения, рассказывает, что вместе со скульптором пыталась найти решение, которое понравилось бы самому Этушу, не любившему большие, вычурные формы. Работа над скульптурой шла год.
– Дело не только в портретном сходстве. Похожи фигура, поза, образ передаёт характер. Мне повезло со скульптором, у него очень серьёзный подход. Работая над памятником, Филипп изучал творчество Владимира Этуша, приходил к нам домой и рассматривал его одежду, даже обувь просил показать.
"Братцы, я без рук, без ног, на последнем издыхании. Мы сделали это!!!" Елена Этуш, вдова Владимира Этуша, об открытии памятника актёру на своей странице в соцсетях
Памятник народному артисту СССР открывают Елена и скульптор Филипп Трушин. Они поясняют, что в скульптуре отражены две темы, ставшие ключевыми в жизни Этуша, – театр и война. В 1941 году Владимир Абрамович, служивший в Театре им. Евгения Вахтангова, ушёл добровольцем на фронт, а после победы вновь вернулся на сцену. О войне напоминает шинель на плече, которую артист будто отодвигает рукой, чтобы выйти на сцену. Памятник передаёт его образ в спектакле "Дядюшкин сон", в котором он играл 18 лет.
– Сегодня я ещё раз внимательно посмотрела на памятник, отойдя на несколько шагов, и поняла разницу понятий "бросается в глаза" и "притягивает взгляд". Памятник притягивает взгляд...
В отпуске Владимир Этуш вёл себя строго
Кинороли Владимира Этуша – Карабас-Барабас, товарищ Саахов, Шпак – повлияли на то, как воспринимали актёра в повседневной жизни. Рассматривая памятник, вспоминаю встречи с ним в 90-е в доме отдыха "Валдай". Не встречи – столкновения в коридорах. Мы были студентами, никто из нас не учился у него в "Щуке", но мы его боялись, ускоряли шаг. Карабас-Барабас? Осанка и взгляд у него были строгие. Он обратил внимание на студентов единственный раз. В холле несколько ребят играли в карты, не стесняясь в выражениях. Они не заметили Этуша. Он замедлил шаг, подошёл к ним. Посмотрел так, что тем захотелось провалиться под землю. И сказал неожиданно тихо: "Мне лично всё равно, как вы выражаетесь. Но мимо ходят женщины". И ушёл.
Старшее поколение отдыхающих не знало, как подступиться к "товарищу Саахову". А автограф взять хотели многие. Одного чиновника о знакомстве с Этушем умоляла жена. В итоге супруг сдался, они подошли к Владимиру Абрамовичу около столовой.
– Моя жена – ваша преданная поклонница, очень вас любит.
– У вашей жены хороший вкус, – парировал Этуш не моргнув глазом.
___________________________________________________
Как говорили герои Этуша
Герои Этуша – товарищ Саахов, Шпак и Карабас-Барабас – уже давно разобраны на цитаты зрителями. Вот некоторые из них:
"Либо я её веду в загс, либо она меня – к прокурору". ("Кавказская пленница")
"А меня же обокрали. Собака с милицией обещала прийти". ("Иван Васильевич меняет профессию")
"Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица!" ("Кавказская пленница")
"Да, плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь!" ("Кавказская пленница")
"Это просто праздник какой-то!" ("Приключения Буратино")
"Сейчас милиция разберётся, кто из нас холоп". ("Иван Васильевич меняет профессию")