Около 37% населения Земли ни разу в жизни не выходили в Интернет. Такие данные приводит ООН со ссылкой на доклад Международного союза электросвязи (МСЭ). Аналитики выяснили, что порядка 2,9 млрд человек не имеют доступа к Мировой паутине.
Подавляющее большинство лишённых выхода в сеть приходится на развивающиеся страны. Среди основных причин отсутствия доступа к Интернету значится вовсе не технологическое отставание стран третьего мира, а бедность, неграмотность, дефицит электроэнергии и отсутствие цифровых навыков.
Эксперты отмечают, что до сих пор далеко не все жители планеты могут позволить себе купить компьютер или мобильное устройство — в беднейших странах стоимость подключения столь высока, что оплатить её могут лишь единицы.
Постепенно всё же эта проблема решается: удешевление производства делает устройства для доступа в Сеть более доступными. Кроме того, внесла свою лепту в процесс всеобщей интернетизации пандемия: Всемирная паутина стала единственной возможностью продолжать учёбу, работу, общаться с близкими и даже делать покупки.
По данным отчёта МСЭ, за последние два года число интернет-пользователей увеличилось на 17%. И пока одни не имеют о Сети никакого представления, другие просто не представляют себе существования без неё.
— Интернет для большинства что-то само собой разумеющееся, и мы даже не понимаем, как глубоко он интегрирован в нашу жизнь. Грань между реальностью и Сетью почти стёрлась, — рассказал в беседе с Metro социальный психолог Андрей Сергеев. — Есть исследование, в котором подростков спрашивали, сколько они времени проводят в Интернете. Многие отвечали, что после школы сидят в Сети час, а в 16:00 идут гулять с друзьями. Но в 16:30 на их странице появляется фото с прогулки. И они не считают, что зашли в Сеть.
Эксперт также отметил, что подавляющее число людей, заходя в мобильные приложения, также не считают, что пользуются Интернетом. Даже представители старшего поколения, которые пользуются примитивными мессенджерами и приложениями с погодой, не думают, что заходят в Сеть.
Современная жизнь делает Интернет постоянной необходимостью, и всё острее встаёт вопрос о том, что будет, если человечество его лишится хотя бы на короткий период.
— Есть очень много данных и исследований на этот счёт. Почти все, кто оставался без доступа в Сеть минимум на сутки, ощущали сильное беспокойство и чувство изоляции, — пояснил специалист. — Все привыкли к тому, что могут связаться с кем угодно и когда угодно. У многих начиналась паника: они боялись, что остались без общения и развлечений, что родные их потеряли, что они не смогут работать или учиться, не смогут выйти из трудной ситуации.
При этом Андрей Сергеев подчеркнул, что реакция на отключения Интернета у людей разная и во многом зависит от их социально-экономического статуса. Более обеспеченные люди проще остаются без доступа к сети, поскольку финансы позволяют им расширить круг развлечений и коммуникаций.
Существует теория, по которой люди, оставшись без Интернета, станут проявлять больше социальной активности. Однако оснований для таких выводов крайне мало.
— Без Интернета человек не станет больше проводить время с семьёй и близкими, не станет активнее знакомиться и общаться. Такое могло быть возможным, но лет 20 назад, а не теперь, когда смартфон — это продолжение нашей руки, а Интернет не менее реален, чем сама реальность, — заверил социальный психолог. — Более того, пользователи соцсетей в целом более общительны. Да, на работе коллеги будут вынуждены говорить друг с другом, а не писать всё в рабочих чатах, но исследования показывают, что для них это скорее неприятный опыт и дополнительный стресс. И когда Интернет вновь вернётся в их жизнь, они только вздохнут с облегчением. Если человек однажды вышел в Интернет, то он уже не сможет отказаться от его использования.
Интернет в цифрах
- 4,9 млрд — число интернет-пользователей в мире
- 6 часов 54 минуты проводит в Сети среднестатистический пользователь
- 57,9% интернет-трафика в мире приходится на мобильные телефоны
- $39,67 млрд потратили в российском сегменте Сети на покупки в Интернете
- $4,25 млрд — объём рынка цифровой рекламы в России
- 274,27 Мбит/с — самая высокая скорость интернет-соединения, доступная обычным пользователям (зафиксирована на острове Джерси)