Музей занимает весь первый этаж дома 35а на Большой Пироговской улице. По словам заместителя директора музея по научно-просветительской деятельности и соавтора концепции постоянной экспозиции Ольги Котовой, долгое время на месте квартиры работал ЖЭК.
– Коммунальщики занимали помещение, в котором находилась квартира писателя, и весь остальной первый этаж, – рассказывает Ольга. – Постоянная экспозиция расположилась в бывшей квартире писателя, а на остальных площадях разместились пространство для выставок, кафе, помещение фонда музея.
Коридор
Основная экспозиция начинается с небольшого тёмного коридора, на стенах которого висят фотографии писателя, его близких и его любимой собаки по кличке Бутон.
– Пса назвали так в честь слуги Мольера Бутона , – рассказывает Ольга. – Мольер был любимым драматургом писателя.
Фотографии на стенах сопровождают аудиозаписи героев снимков. Качество записи оставляет желать лучшего, поэтому они, скорее, дополняют общую мрачную атмосферу коридора.
– Это небольшое пространство отделяет постоянную площадку от всего остального музея, – объясняет Ольга. – Мы хотели, чтобы гости, попадая сюда, настраивались на серьёзный лад.
Кабинет
Хотя музей и находится на месте квартиры, но авторы концепции решили не делать из неё мемориальное пространство. Причина – от жилья писателя остались только стены. Вся мебель была утрачена.
– Мы не хотели создавать красивую подделку, – объясняет Ольга. – Мы доподлинно знаем только, как выглядела одна часть кабинета. Поэтому было решено сделать что-то вроде исследовательской лаборатории, которая расскажет о творчестве Булгакова.
Эта лаборатория выглядит достаточно необычно. На месте кабинета установлено пять интерактивных деревянных столов, разобраться с работой которых без экскурсовода получится не у каждого.
Музыкальный стол
Тут есть ящики, открыв которые можно увидеть театральный бинокль Булгакова, ноты фокстрота “Аллилуйя”, который играет в сцене появления Иванушки в Доме Грибоедова в "Мастере и Маргарите", и ноты "Щелкунчика" Чайковского с дарственной надписью писателя. Но главное тут – две пары наушников, надев которые можно послушать музыку, которая упоминается в произведениях Булгакова.
Московский стол
Здесь под стеклом лежит карта центра столицы. На ней разными цветами обозначены пять маршрутов из произведений писателя. Из стола выдвигаются небольшие ящики, где лежат карточки с отрывками произведений и фотографиями. Если вытянуть одну из них, то на одном из маршрутов загорится точка, обозначающая место, где это событие произошло.
Друзья
Стол "Друзья" выглядит как система абонентов, которые использовали в то время, когда телефон только изобрели. Гость музея может засунуть штекер в специальное гнездо, тогда стол подсветит фотографию того или иного друга писателя.
Шкала времени
Этот интерактив был создан, чтобы показать, насколько широк временной диапазон, который описывал Булгаков. Например, если потянуть влево за рычаг, установленный на столе, то в специальном окне появится цитата из "Жизни господина Мольера", где описываются события 1673 года. Кроме того, в ящиках стола лежат личные вещи писателя: чернильница и увеличительное стекло.
Текстологический стол
Этот стол рассказывает о самом знаменитом произведении автора – "Мастере и Маргарите".
– Здесь мы хотели познакомить гостей с творческим методом писателя, тут можно прочесть первые строки из главного произведения автора, – объясняет Ольга. – Тут можно увидеть и первые строчки из сожжённой первой редакции романа, и строки, написанные незадолго до смерти Булгакова.
Спальня и столовая
Большая часть личных вещей писателя хранится в помещении, в котором раньше находились спальня Белозёрской и столовая. При появлении гостя загорается свет и подсвечиваются предметы, относящиеся к одному из трёх периодов жизни Булгакова. Первый период – жизнь с Белозёрской. Второй – отношения писателя и власти, третий – жизнь с третьей женой Шиловской.