В Музее В. А. Тропинина москвичи узнают о тайных знаках на детских портретах

В Музее В. А. Тропинина проходит выставка "Память о счастье", которая показывает необычные детские портреты
В Музее В. А. Тропинина москвичи узнают о тайных знаках на детских портретах
Предоставлено пресс-службой Музея В. А. Тропинина
Неизвестный русский художник первой половины ХIХ века. Портрет Варвары Сергеевны и Алексея Сергеевича Мазуриных.

На рубеже XVIII–XIX веков в моду вошли детские и семейные портреты. Позволить такую живописную роскошь в России мог не каждый. На выставке "Память о счастье" в Музее В. А. Тропинина гости узнают, от какого события зависел размер будущего детского изображения и какая деталь на нём могла сказать о смерти. Экспозиция открыта до 15 сентября.

– Вот именно семейные и детские портреты – это, несомненно, слишком дорогое удовольствие для обычной семьи, – рассказывает Metro куратор выставки Мария Сарычева. – Их, как правило, заказывали статусные члены семьи. Но прежде всего это были мужчины.

Такой портрет требовал от художника высшего уровня написания картин, а также умения правильно расставить героев и передать их эмоции, общение.

По словам Марии, взрослый человек на портрете всегда был с наградами и орденами, в богатом костюме. Так он презентовал себя и статус семьи.

– А если это дети – представляете, ребёнок, неизвестно, выживет ли он, превратится ли он во значимого человека. Изображение ребёнка традиционно украшалось предметами со скрытым смыслом, – объясняет куратор.

Неизвестный русский художник, групповой портрет семьи Шуцких

Неизвестный русский художник, групповой портрет семьи Шуцких.
все фотографии предоставлены пресс-службой Музея В. А. Тропинина
Неизвестный русский художник, групповой портрет семьи Шуцких.

На этом полотне у ног малыша находятся четыре розовые розы – символ счастья и доверия среди героев портрета. Рядом с ними можно заметить незабудки, которые обозначают истинную любовь. Василёк на холсте сообщает зрителю о доверии, веселье и верности. В семье Шуцких царила счастливая безграничная любовь.

Неизвестный художник (копия с Г. фон Преннера), посмертный портрет ребёнка

Неизвестный художник (копия с Г. фон Преннера), посмертный портрет ребёнка.
все фотографии предоставлены пресс-службой Музея В. А. Тропинина
Неизвестный художник (копия с Г. фон Преннера), посмертный портрет ребёнка.

На выставке гости увидят достаточно редкий посмертный портрет ребёнка. О кончине сообщает ряд объектов. Первый из них – рука, которая забирает младенца на небеса. А увядающая роза и кипарис обозначают скорбь и траур. Собака под кустом цветов говорит зрителю о верности. Ребёнок на холсте держит в руке синий цветок, трактующийся как постоянство, то есть необратимость случившегося.

Г. В. Юров, портрет ребёнка с часами

Г. В. Юров, портрет ребёнка с часами.
все фотографии предоставлены пресс-службой Музея В. А. Тропинина
Г. В. Юров, портрет ребёнка с часами.

Часы в руках запечатлённого мальчика имеют несколько трактовок – знак социального положения или быстротечности времени (мимолётность детства).

П. Колендас, портрет мальчика с собакой на фоне Красных ворот в Москве

П. Колендас, портрет мальчика с собакой на фоне Красных ворот в Москве.
все фотографии предоставлены пресс-службой Музея В. А. Тропинина
П. Колендас, портрет мальчика с собакой на фоне Красных ворот в Москве.

На этом детском портрете гости выставки могут заметить маленькую собачку. Вкупе с хлыстиком в левой руке эти объекты трактуются как послушание, то есть изображённый ребёнок был послушным и усидчивым.

Неизвестный художник-фотограф, портрет женщины в сарафане и кокошнике с ребёнком

Неизвестный художник-фотограф, портрет женщины в сарафане и кокошнике с ребёнком.
все фотографии предоставлены пресс-службой Музея В. А. Тропинина
Неизвестный художник-фотограф, портрет женщины в сарафане и кокошнике с ребёнком.

Удивительно, но в дореволюционной России в семье был один важный человек – кормилица, или "мамушка". Дело в том, что женщины-аристократки не кормили младенцев грудью. Так было не принято. На портрете зритель видит главные атрибуты "мамушки" – русский сарафан, кокошник и богатые бусы. Именно эти объекты можно смело назвать униформой кормилицы.