На рубеже XVIII–XIX веков в моду вошли детские и семейные портреты. Позволить такую живописную роскошь в России мог не каждый. На выставке "Память о счастье" в Музее В. А. Тропинина гости узнают, от какого события зависел размер будущего детского изображения и какая деталь на нём могла сказать о смерти. Экспозиция открыта до 15 сентября.
– Вот именно семейные и детские портреты – это, несомненно, слишком дорогое удовольствие для обычной семьи, – рассказывает Metro куратор выставки Мария Сарычева. – Их, как правило, заказывали статусные члены семьи. Но прежде всего это были мужчины.
Такой портрет требовал от художника высшего уровня написания картин, а также умения правильно расставить героев и передать их эмоции, общение.
По словам Марии, взрослый человек на портрете всегда был с наградами и орденами, в богатом костюме. Так он презентовал себя и статус семьи.
– А если это дети – представляете, ребёнок, неизвестно, выживет ли он, превратится ли он во значимого человека. Изображение ребёнка традиционно украшалось предметами со скрытым смыслом, – объясняет куратор.
Неизвестный русский художник, групповой портрет семьи Шуцких
На этом полотне у ног малыша находятся четыре розовые розы – символ счастья и доверия среди героев портрета. Рядом с ними можно заметить незабудки, которые обозначают истинную любовь. Василёк на холсте сообщает зрителю о доверии, веселье и верности. В семье Шуцких царила счастливая безграничная любовь.
Неизвестный художник (копия с Г. фон Преннера), посмертный портрет ребёнка
На выставке гости увидят достаточно редкий посмертный портрет ребёнка. О кончине сообщает ряд объектов. Первый из них – рука, которая забирает младенца на небеса. А увядающая роза и кипарис обозначают скорбь и траур. Собака под кустом цветов говорит зрителю о верности. Ребёнок на холсте держит в руке синий цветок, трактующийся как постоянство, то есть необратимость случившегося.
Г. В. Юров, портрет ребёнка с часами
Часы в руках запечатлённого мальчика имеют несколько трактовок – знак социального положения или быстротечности времени (мимолётность детства).
П. Колендас, портрет мальчика с собакой на фоне Красных ворот в Москве
На этом детском портрете гости выставки могут заметить маленькую собачку. Вкупе с хлыстиком в левой руке эти объекты трактуются как послушание, то есть изображённый ребёнок был послушным и усидчивым.
Неизвестный художник-фотограф, портрет женщины в сарафане и кокошнике с ребёнком
Удивительно, но в дореволюционной России в семье был один важный человек – кормилица, или "мамушка". Дело в том, что женщины-аристократки не кормили младенцев грудью. Так было не принято. На портрете зритель видит главные атрибуты "мамушки" – русский сарафан, кокошник и богатые бусы. Именно эти объекты можно смело назвать униформой кормилицы.