– Выставка "Битва за Москву. Первая Победа" рассказывает, как с 22 июня 1941-го до января 1942 года город жил и противостоял фашистским захватчикам, – объясняет заведующая методическим сектором отдела экскурсионного обслуживания музея Светлана Клевцовская. – Делается это на примере московской семьи Звонарёвых, образ которой собран из множества историй жителей столицы.
Каждый вносит свой вклад
Начинается экспозиция с того, что мы попадаем к Звонарёвым домой и видим, как жили москвичи, когда их застала война. Мебель, предметы быта, музыка из радио с лёгкостью переносят зрителя на 80 лет назад. Способствует этому и интерактивность выставки: обычные экспонаты на ней соседствуют с видеозаписями и голограммами.
Затем мы видим Москву уже в июле, когда до неё начали долетать немецкие бомбардировщики. Недалеко от разрушенного Театра Вахтангова, в который попала бомба, стоит очередь из добровольцев, которые хотят записаться в ополчение. Среди них и глава семейства Звонарёвых Василий Фёдорович.
– Ополченцам выдавали карабины Мосина, а когда они заканчивались, то оружие иностранного производства, хранящееся на складах, – говорит историк Музея Победы Александр Михайлов. – Поначалу ополченцы воевали в своей гражданской одежде. Позже по мере возможностей они получали форму.
16-летняя Валя Звонарёва, вчерашняя школьница, записалась в отряд местной противовоздушной обороны, работу которого показывает отдельный стенд. Старший сын, Александр Звонарёв, – один из подольских курсантов. Увидеть, каким был их быт во время Битвы за Москву, позволяет макет дзота, заставленного ящиками с патронами и другим военным имуществом.
Хлеб стал дороже золота
На стене универмага висит объявление, от которого становится не по себе. Некая гражданка Гладкова предлагает обменять на продукты золотые запонки, фотоаппарат, дрель и многое другое.
– 18 июля 1941 года в столице ввели карточки, – объясняет Александр Михайлов. – Но положенных продуктов не хватало. Людям хотелось есть, и поэтому они старались обменять на еду какие-то личные вещи. Шла война, и привычные ценности вроде золота или денег потеряли всякий смысл. При этом скупать имущество или спекулировать им было запрещено.
Но вернёмся к семье Звонарёвых. Мама, Нина Николаевна, которая до войны работала учительницей, участвовала в строительстве защитных сооружений. Об этом этапе обороны города рассказывает отдельная видеоинсталляция.
– В сентябре 1941-го городские школы не открылись, поскольку учителя и старшеклассники возводили баррикады и копали противотанковые рвы, – рассказывает Светлана Клевцовская. – Всего в самой Москве и на подступах к ней было вырыто 16 тысяч километров противотанковых рвов, и 75% тех, кто это сделал, – женщины.
Ужас затихал под землёй
Бабушка, Прасковья Ивановна Звонарёва, вместе с внуком Серёжей ухаживала за маленькими москвичами, пока их родители сутками стояли у станков.
– История детских садов во время войны не освещена практически ни в одном музее, однако это важнейшая тема, – говорит Светлана Клевцовская. – Ведь многие семьи эвакуировать из города было просто невозможно, поскольку люди требовались на производстве. И им нужно было куда-то пристраивать детей. И вот тут на помощь пришли старики, заменившие ушедших на оборонительные работы воспитателей. Такие, как Прасковья Ивановна. Они каждый день совершали тихий, незаметный подвиг, сохраняя малышам детство, заботясь и оберегая их.
Выставка позволяет побывать в столичном детсаду времён Великой Отечественной войны и увидеть, как выглядел быт тогдашних малышей. Скажу прямо: вид детского противогаза, лежащего рядом с игрушками, вызывает непередаваемые ощущения.
Впрочем, ребёнок во время войны мог найти отдушину не только в детском саду, но и в столичном метро, которому на выставке посвящён целый павильон.
– Дети очень любили переживать в метро тревожные часы, ведь для них это был аттракцион, – объясняет Светлана Клевцовская. – К тому же под землёй показывали кино и даже продавали мороженое. Кстати, с декабря 1941 года в московском метро возобновилось строительство. Это был важный психологический аспект, который настраивал людей на победу. Причём тоннели долбили практически одни женщины, ведь мужчины ушли на фронт. В результате за годы войны метро заметно увеличилось, а построенные станции стали одними из самых красивых