В Москве впервые показали уникальный лик Христа, которому почти 1000 лет

В Музее Международного нумизматического клуба открылась выставка "Византийская симфония. Сокровища земные и небесные". На ней впервые показали уникальное произведение книжной миниатюры
В Москве впервые показали уникальный лик Христа, которому почти 1000 лет
представлено пресс-службой Музея Международного нумизматического клуба
Уникальную миниатюру можно увидеть в ближайшие три месяца, затем её вернут в хранилище.

В отдельной нише, в полумраке, под защитным стеклом стоит неописуемый красоты шедевр византийской живописи XI века – лист с изображением Христа Пантократора из Псалтири с Новым Заветом. Всё написано на пергамене золотом и красками из природных пигментов. 

– Это уникальный экспонат выставляется впервые и через три месяца вернётся обратно, в хранилище Третьяковской галереи, – рассказывает Metro Дарья Башкирова, экскурсовод музея. – Под действием света краска разрушается, поэтому чтобы его показать – мы создали специальные условия. Посмотрите, какие яркие краски. При создании изображения средневековые художники нередко использовали красную краску, которая на латинском называлась "миниум". Отсюда, собственно, и название этих изображений – миниатюры – это слово мы используем до сих пор. А чтобы сделать краску – определённой породы камни перетирали в порошок, изображение писали на пергамене. Его делали из тонко выделанной телячьей кожи. Краски хорошо впитывались, и поэтому цвета при бережном хранении дошли до наших дней в прекрасной сохранности. 

Миниатюра бережно хранится под специальным стеклом и светом, защищая краски от разрушения.
представлено пресс-службой Музея Международного нумизматического клуба
Миниатюра бережно хранится под специальным стеклом и светом, защищая краски от разрушения.

Эта страница была написана византийским художником в Константинополе после периода иконоборчества, который постиг Византию в VIII-начале IX века. 

– Почему мы вспоминаем этот период, говоря об этом экспонате, хотя он написан в 1084 году? До иконоборческого периода изображения правителей на монетах, лики святых на иконах и миниатюрах изображали в несколько ином стиле, основанном еще на античной традиции. В 730 году император Лев III Исавр запрещает почитание икон и жёстко за это преследует. В период икононоборчества византийская культура фактически не развивается, – объясняет Дарья. –  В храмах сбивают фрески и мозаики с изображениями Христа и Богоматери, заменяя их крестом и растительными орнаментами. В 787 году при поддержке императрицы Ирины, первой женщины в истории Византии, правившей единолично, в храмы вернули иконы. Но, после её свержения, вновь их стали запрещать. Продлилось это до IX века, когда императрица Феодора разрешила иконопочитание уже официально. После возвращения изменилась и техника росписи. Лики святых обрели более тонкие строгие черты, краски стали темнее и насыщеннее. Эта художественная традиция иконописи стала использоваться на Руси и дошла до наших дней.