В Москве ведутся настоящие археологические раскопки

День археолога отметили не только специалисты, но и репортёр Metrо, которая впервые побывала на настоящих раскопках. И не где-нибудь, а в самом центре Москвы! Она узнала, что такое материк на языке археологов и почему потерянная однажды вещь может стать исторической ценностью
В Москве ведутся настоящие археологические раскопки
Агентство «Москва»
Пресс-показ площадки археологических раскопок – Чижевского подворья в центре Москвы, организованный в рамках Дня археолога.

С детства я мечтала попасть на настоящие археологические раскопки, и вот мечта сбылась, когда я ступила на территорию Чижевского подворья — одну из крупнейших площадок для “раскопов”, как говорят специалисты. Да ещё и в центре города, рядом с Никольской улицей. На месте мне рассказывают, что здесь мощность культурного слоя достигает 10 метров, а общая площадь раскопа — более 3 тысяч. Оглядываюсь: вокруг меня взмывают глиняные стены, а к поверхности ведёт высокая деревянная лестница. Рядом с ней стоит девушка и разглядывает узор из культурных слоёв.

На этом месте была усадебная застройка, которая примыкала к торговым путям. А с XVI века началось активное заселение состоятельными людьми
Константин Воронин, генеральный директор Столичного археологического бюро

— Здесь мы будем копать ещё где-то 40 сантиметров и всё. Дальше ничего нет, только материк, — говорит мне археолог Виктория Яруллович.

Кстати, под материком археологи подразумевают не континент, а слой, в котором нет следов человека и его жизни. 

— Определяем это по цвету, вон в той яме это видно, — говорит Виктория, указывая на раскопку за моей спиной. — Мы делаем такой тест-драйв, что ли, и смотрим. Там слой по цвету как песок. 

Между прочим, цвет при раскопках может рассказать многое!

— Вот видите чёрный цвет? — спрашивает Виктория, указывая на узор. — Здесь был пожар. Это мы понимаем по цвету гари и сваленным кирпичам. 

Именно в таких разноцветных узорах специалисты находят артефакты.

Девушка-археолог раскапывает печь, которая по традиции находилась в самом центре дома.
Марина Вересаева
Девушка-археолог раскапывает печь, которая по традиции находилась в самом центре дома.

— Бог хранил этот кусок до наших исследований, — делится со мной Константин Воронин, генеральный директор Столичного археологического бюро. — Здесь мы нашли невероятный клад металлических предметов. Откопали его под вечер в одной яме, когда уже собирались уходить. Когда это всё увидел, меня поразило разнообразие быта: топоры, косы, серпы, весы. Ты сразу видишь весь спектр деятельности этого человека! Он и на огороде работал, и строил деревянные постройки, и занимался торговлей. 

Цифра
>50
археологов задействованы на раскопках Чижевского подворья.

По словам Константина, все такие артефакты обычно лежат очень глубоко. Дело в том, что люди раньше были осторожные и многие пожитки тщательно прятали. 

— Этот клад был найден в подвале, в укромной ямке. Для нас — на глубине 4,5 метра. Видимо, человек всё это туда сложил и верил, что потом этим воспользуется. 

А вот дальше могло случиться всё что угодно. Тот же пожар — дом мог сгореть, а подвал засыпало сажей...

Константин уверен, что все мы — творцы археологии:

— Я вот недавно потерял браслет с буддийской символикой. И возможно, его найдут лет через 200–300 как условный артефакт. Каждый волей-неволей становится творцом археологии. В этом и состоит её закон — люди всегда что-то теряли и забывали. Такие следы бытия есть в прошлом и настоящем и будут в будущем.

Какие артефакты были найдены археологами

Кувшин, XV–XVI вв.
Марина Вересаева
Кувшин, XV–XVI вв.

Кувшин, XV–XVI вв.

Глиняный кувшин, как и другие предметы посуды, использовали по прямому назначению – для приготовления и хранения пищи.

Наконечники стрел, XVII в.
Марина Вересаева
Наконечники стрел, XVII в.

Наконечники стрел, XVII в.

Для XVI–XVII вв. лук был основным оружием. Острый наконечник использовался для боя, а с тупым ходили на охоту. Так шкура добычи не получала повреждений. 

Браслет, XIII–XIV вв.
Марина Вересаева
Браслет, XIII–XIV вв.

Браслет, XIII–XIV вв.

Такой браслетик датируется археологами 60-ми годами XII столетия. Подобное украшение уже в XIII в. могла позволить себе только настоящая горожанка. 

Изразец, XVII в.
Марина Вересаева
Изразец, XVII в.

Изразец, XVII в.

Археологи предполагают, что этот глиняный фрагмент был украшением русской печи. По таким изразцам родители могли рассказывать детям сказки.

Весы и набор гирек, XVI в.
Марина Вересаева
Весы и набор гирек, XVI в.

Весы и набор гирек, XVI в.

Европейские весы XVI в. использовали для торговли. Рядом с ними коллекция гирек, где самый минимальный грузик – природный камень весом 20 грамм.