С детства я мечтала попасть на настоящие археологические раскопки, и вот мечта сбылась, когда я ступила на территорию Чижевского подворья — одну из крупнейших площадок для “раскопов”, как говорят специалисты. Да ещё и в центре города, рядом с Никольской улицей. На месте мне рассказывают, что здесь мощность культурного слоя достигает 10 метров, а общая площадь раскопа — более 3 тысяч. Оглядываюсь: вокруг меня взмывают глиняные стены, а к поверхности ведёт высокая деревянная лестница. Рядом с ней стоит девушка и разглядывает узор из культурных слоёв.
На этом месте была усадебная застройка, которая примыкала к торговым путям. А с XVI века началось активное заселение состоятельными людьми
Константин Воронин, генеральный директор Столичного археологического бюро
— Здесь мы будем копать ещё где-то 40 сантиметров и всё. Дальше ничего нет, только материк, — говорит мне археолог Виктория Яруллович.
Кстати, под материком археологи подразумевают не континент, а слой, в котором нет следов человека и его жизни.
— Определяем это по цвету, вон в той яме это видно, — говорит Виктория, указывая на раскопку за моей спиной. — Мы делаем такой тест-драйв, что ли, и смотрим. Там слой по цвету как песок.
Между прочим, цвет при раскопках может рассказать многое!
— Вот видите чёрный цвет? — спрашивает Виктория, указывая на узор. — Здесь был пожар. Это мы понимаем по цвету гари и сваленным кирпичам.
Именно в таких разноцветных узорах специалисты находят артефакты.
— Бог хранил этот кусок до наших исследований, — делится со мной Константин Воронин, генеральный директор Столичного археологического бюро. — Здесь мы нашли невероятный клад металлических предметов. Откопали его под вечер в одной яме, когда уже собирались уходить. Когда это всё увидел, меня поразило разнообразие быта: топоры, косы, серпы, весы. Ты сразу видишь весь спектр деятельности этого человека! Он и на огороде работал, и строил деревянные постройки, и занимался торговлей.
По словам Константина, все такие артефакты обычно лежат очень глубоко. Дело в том, что люди раньше были осторожные и многие пожитки тщательно прятали.
— Этот клад был найден в подвале, в укромной ямке. Для нас — на глубине 4,5 метра. Видимо, человек всё это туда сложил и верил, что потом этим воспользуется.
А вот дальше могло случиться всё что угодно. Тот же пожар — дом мог сгореть, а подвал засыпало сажей...
Константин уверен, что все мы — творцы археологии:
— Я вот недавно потерял браслет с буддийской символикой. И возможно, его найдут лет через 200–300 как условный артефакт. Каждый волей-неволей становится творцом археологии. В этом и состоит её закон — люди всегда что-то теряли и забывали. Такие следы бытия есть в прошлом и настоящем и будут в будущем.
Какие артефакты были найдены археологами
Кувшин, XV–XVI вв.
Глиняный кувшин, как и другие предметы посуды, использовали по прямому назначению – для приготовления и хранения пищи.
Наконечники стрел, XVII в.
Для XVI–XVII вв. лук был основным оружием. Острый наконечник использовался для боя, а с тупым ходили на охоту. Так шкура добычи не получала повреждений.
Браслет, XIII–XIV вв.
Такой браслетик датируется археологами 60-ми годами XII столетия. Подобное украшение уже в XIII в. могла позволить себе только настоящая горожанка.
Изразец, XVII в.
Археологи предполагают, что этот глиняный фрагмент был украшением русской печи. По таким изразцам родители могли рассказывать детям сказки.
Весы и набор гирек, XVI в.
Европейские весы XVI в. использовали для торговли. Рядом с ними коллекция гирек, где самый минимальный грузик – природный камень весом 20 грамм.