На "Мосфильме" прошла 22-я церемония вручения премии Национальной Академии кинематографических искусств "Золотой орел".
Первого "Золотого орла" из рук помощника президента РФ Владимира Мединского получил руководитель киностудии "Мосфильм", отмечающей в этом году столетний юбилей, Карен Шахназаров.
– Это очень весёлая, красивая студия, но сегодня она кардинально отличается от той, на которую я пришёл 50 лет назад, - сказал Шахназаров. – Я вспоминаю середину семидесятых годов, когда я пришёл, это было необыкновенное время с точки зрения творческих идей, необыкновенные художественные идеи здесь рождались. Это, я думаю, была вершина "Мосфильма" и вообще советского и российского кино. Пока российское кино, на мой взгляд, ещё не достигло того уровня творческой атмосферы, которая здесь существовала.
Шахназаров вспомнил имена великих кинематографистов, работавших в разные годы на "Мосфильме" и работающих сейчас. Одному из них – легендарному оператору Анатолию Мукасею в этот вечер вручили "Золотого орла" за вклад в киноискусство.
Гран-при: "Снегирь"
Эта картина про опасные будни разных поколений рыбаков на старом судне "Снегирь" и страшный шторм, в который однажды попадает их команда. Драма снята по мотивам романа Георгия Владимова "Три минуты молчания".
Сам режиссёр Борис Хлебников не смог присутствовать на церемонии, поэтому награду за него получил продюсер Сергей Сельянов:
"Очень здорово получилось, что Борис Хлебников на съёмочной площадке, потому что неловко говорить сильно большие слова в присутствии героя, а мне хочется их сказать. Прежде всего, я тронут. Ну и горд, как участник этого проекта, вниманием академиков к этой картине", – сказал продюсер, отметив, что согласен с ними в том, что Хлебников вырос до "величины большого национального кинохудожника".
Сельянов напомнил, что в центре романа Владимова – один главный герой, Хлебников же вместе со вторым сценаристом Натальей Мещаниновой изменили ракурс и получился фильм "не про кого-то, а про нас, про то, что мы такие – граждане огромной страны".
– Мне кажется, успех фильма связан с тем, что это высказывание про себя и свой народ, – считает Сельянов.
Лучшей в "Снегире" также признана работа звукорежиссёра Максима Беловолова, за монтаж награду получил Иван Лебедев. Также фильму достался приз за "Лучшие визуальные эффекты".
"Праведник"
По количеству статуэток "Снегиря" догнал "Праведник" – у обоих фильмов их по четыре. У военной драмы Сергея Урсуляка – призы за режиссуру, операторскую работу (Михаил Милашин) и за лучшие мужские роли – главную (Александр Яценко) и второго плана (Евгений Ткачук).
Вопреки традициям, Евгений Ткачук свою речь начал не с благодарностей, а с извинений, и попросил прощения у жены, мамы, режиссёра Сергея Урсуляка, который ему сказал: "Не делай мне мозги, а давай работать", и всех зрителей, которые его "до сих пор как-то терпят на экране":
– Держитесь. Дальше будет больше, и я уверен, будет хуже, потому что с годами всё-таки зубов становится всё меньше. Использовать их по назначению уже не приходится.
Папа, прости
Как и в предыдущие годы, без "Орла" не ушёл актёр Иван Яновский. Статуэтки он и Александр Яценко получили за главные мужские роли в онлайн-сериале о поисках знаменитого маньяка в 80-х "Фишер", также признанного лучшим в своей категории.
– Что может быть веселее, чем быть номинированным, да ещё и быть номинированным со своим отцом. Я думаю, что этот день я не забуду никогда, – сказал Иван Янковский, имея в виду, что Филипп Янковский тоже в этом году выдвинут на премию – за роль психоаналитика в сериале "Чёрное облако". – Правда, сказать по-честному, уже и в том году меня папа наругал за то, что я получал четвёртого своего "Орла". Но сейчас я боюсь, когда я обошёл его в номинации и получил пятого… Мне дико неудобно. Пап, прости меня, это отвратительное ощущение, нет, это классное ощущение, но оно очень интересное.
В ту дверь
В номинации на "Лучшую женскую роль", оставив позади Юлию Пересильд с "Вызовом" и Любовь Константинову с "Праведником", победила Анна Михалкова, сыгравшая в фантастической картине Анны Меликян "Чувства Анны".
– Я не первый раз стою на этой сцене, но мне тоже почему-то хочется извиняться, – начала свою речь Михалкова. – Ну, вообще все знают, что и я, и Аня Меликян – достаточно успешные и известные комедиографы. Ну, тут как-то пошло по-другому. В этом фильме я показала всё: и свой богатый внутренний мир, ну и экстерьер. Фильм этот, наверное, немногие посмотрели, но у меня была хорошая шутка по поводу того, что я сюда пришла тоже в шубе. Это, знаете, как будто бы ты попал на "голую вечеринку", но только вошёл, видимо, в ту дверь.
С новым званием!
Лучшим телесериалом академики назвали "Бизон: Дело манекенщицы", а исполнителя главной роли майора Бессонова – Сергея Безрукова – лучшим актёром в этой категории.
– Я получил "Орла" в 2004 году за лейтенанта Кравцова сериале "Участок". Спустя 20 лет я получаю за майора. Конкурентом мне был полковник Рыбин (в этой же категории Безруков номинировался за роль в сериале "Шпион" – Прим. ред.), есть надежда, что спустя ещё 20 лет получу генерала. Буду стараться, – сказал актёр.
Космос в пролёте
К всеобщему удивлению, представленный в основных категориях фильм «Вызов», не взял в них ничего. Правда, "утешительного" "Орла" вручили исполнительнице главной роли Юлии Пересильд как первой женщине-актрисе, слетавшей в космос.
– Я стою на этой сцене в третий раз. Двух прошлых "Орлов" мне вручал Андрей Мерзликин. Сегодня я не увидела его в зале и подумала, что "Орла" не будет, – пророчески сказала Пересильд в начале церемонии и поблагодарила своих детей, маму, любимого человека, которые были для неё "стимулом возвратиться обратно". А также "своего космического бро" – режиссёра Клима Шипенко, благодаря которому ей довелось побывать в космосе, и всей команде, работавшей над фильмом.
Из двух остальных претендентов на звание "Лучшего фильма": сказка "По щучьему велению" Александра Войтинского не взяла ни одного "Орла", а историческую драму "1993" отметили за лучший сценарий (Александр Велединский) и женскую роль второго плана (Александра Ребенок).
Ещё один фильм, не вошедший в тройку претендентов на гран-при, "Повелитель ветра", наградили за "Лучшую музыку", написанную композитором Алексеем Рыбниковым. Также академики оценили работу художника-постановщика и художников по костюмам, работавших над новым приключенческим детективом Карена Шахназарова "Хитровка. Знак четырёх".
Лучшим анимационным фильмом признаны "Коты Эрмитажа" Василия Ровенского, лучшим неигровым – "Мельников" Марины Марии Мельник, короткометражным – "Шоссе энтузиастов" Фёдора Кравчука.
Лучшей актрисой второго плана онлайн-сериала стала Марьяна Спивак за роль следователя в "Чёрном облаке", а лучшей ролью на телевидении признали работу Елены Яковлевой в сериале "Дама с собачкой".