В центре иконы (среднике) изображен святой Алексий, над его головой образ Святой Троицы. На нём рубаха нищего – бордовый хитон, ноги босые. Руки сложены на груди – распространенная поза на изображениях святых. Алексий написан с помощью приёма живоподобие – популярное направление для XVII века с акцентом на реалистичность.
Вокруг средника расположены клейма – прямоугольные композиции со сценами из жизни святого.
Рождение Алексия
На первом клейме мы видим родителей Алексия, знатных римлян по имени Евфимиан и Аглаида, которые долго не могли завести ребёнка.
Эта сцена имеет особое значение, - говорит Алексей Гульманов. - Набожные христиане страдали без детей, но в итоге, уже немолодыми людьми, вымолили себе наследника. Алексий – долгожданный ребенок, можно сказать, дар небес.
Крещение
Обратите внимание на краски, использованные не только в этой сцене, – говорит Алексей Гульманов. – Много красных, жёлтых и других насыщенных оттенков. Это добавляет театральности сюжету. В некоторых клеймах красные шторы как-будто обрамляют сцену.
3 и 4. Алексий изучает грамоту
На двух следующих слайдах Алексий учится: сначала грамматике, риторике, а потом Священному Писанию. Тогда к нему и приходит мысль о том, что его место не в доме родителей среди роскоши, а рядом с Богом.
5. Родители решают судьбу сына
Не зная о решении юного Алексия посвятить жизнь Богу, родители решают женить сына и выбирают ему невесту из царского рода.
6 и 7. Венчание и пир
Пара венчается, а затем наступает праздничный пир.
– Обратите внимание на детали одежды. На каждом участнике сцены яркие красные сапоги. Для того времени символ настоящей роскоши. Кстати, потом Алексий будет изображен босоногим, - объясняет учёный.
8 и 9. Не сложившаяся брачная ночь
Алексий объясняет своей жене, что он не может нарушить свое обещание Богу. Брачной ночи у пары не будет. Алексий отдает ей свой перстень, и его юная жена остаётся одна на брачном ложе.
10. Одинокая молитва
Оставив жену, Алексий начинает читать молитву.
– Иконописец этот момент подчёркивает особенно. Не во всех версиях жития Алексия есть сцена молитвы после несложившейся брачной ночи, – добавляет эксперт. - Но художник решил сделать на этом фокус: будущий святой держит обет, который не готов нарушить даже ради молодой супруги. И это последнее клеймо, на котором он в богатых одеяниях.
11. Превращение
Алексий снимает роскошную одежду и обувь и остаётся в одной рубахе. В ней он будет до самого конца. Так иконописец показывает превращение из обычного человека в праведника, который должен отказаться от комфортной жизни.
12 и 13. Послание с небес и путешествие
Святой готовится к путешествию: перед тем как сесть в лодку он молится. Небеса ему дают знак, направив три луча, которые выглядывают из тёмно-синих облаков.
На следующем клейме Алексий уже в лодке. Композиции похожи, но иконописцу удалось избежать однообразия и сделать каждый эпизод легко узнаваемым. Он очень подробно описывает жизнь святого. - продолжает Алексей Гульманов.
14. Путь на восток
Алексий решает, что его дорога ведёт в город Эдесса.
Если присмотреться, то можно увидеть, что на каждом клейме есть надпись с таким кратким описанием. На 14 изображении ошибка – город почему-то назван Эфесом, который находится на побережье современной Турции. Но иконописец имел в виду Эдессу, - поясняет Алексей Гульманов. – На что указывает изображение Нерукотворной иконы Христа, находившейся в этом городе.
15. Новая жизнь
Алексий в бедной одежде молится перед Нерукотворной иконой Христа в новом городе.
16. Отказ от богатства
Алексий отдаёт кольцо нищим . Так он демонстрирует отказ от богатства и стяжательства.
– Почему-то иконописец изобразил этот сюжет только с кольцом. Хотя известно, что святой взял с собой многие драгоценности, которые потом отдал беднякам. Возможно, художники как-то по-своему поняли текст, – добавляет учёный.
17. Нищенство
Святой Алексий прожил в Эдессе 17 лет во дворе церкви. Этот отрезок жития иллюстрирует 17 клеймо – уже заметно постаревший мужчина в бедном одеянии принимает милостыню и кусок хлеба. В то время Алексий почти не ел и только по воскресеньям позволял себе это мирское удовольствие.
18. Опять в дорогу
По словам эксперта, в этой части цикла пропущен эпизод о том, как люди узнали, кто такой Алексий на самом деле. Богородица явилась пономарю церкви у которой жил Алексий и рассказала, что бродяга вовсе не простой человек, а праведник. На него свалилась слава, а вместе с ней – искушения, поэтому он решает отправиться в другой город.
19. В родных краях
Алексий садится в лодку и плывет куда глаза глядят. Через некоторое время судьба приводит его в Рим. Он встречается со своим отцом, так как хочет жить в родном доме, но тот совсем не узнает его. Алексия впускают, но как бедного бродягу – только из жалости.
20 и 21. Отчий дом
По-прежнему не узнавая сына, отец дарит ему слугу, который должен помогать и ухаживать за Алексием. У него появляется даже своя небольшая комната.
– На иконе нет этой сцены, но из жития известно, что остальные слуги плохо относились к гостю: Они издевались над ним, били и сливали на него помои, – рассказывает эксперт.
22 и 23. Признание в письме
Алексий просит у слуги чернила и пергамент. Ему необходимо рассказать о своей жизни и признаться в том, кем же он является на самом деле. Он решил это сделать, так как понял, что скоро умрёт. Алексий пишет свое прощальное письмо – эту сцену из клейма часто изображают на отдельных иконах.
24. Конец мирской жизни.
Алексий заканчивает свой жизненный путь, над ним склонился ангел. Тут классическое в иконописи изображение кончины праведных.
25. Отец узнаёт правду
Опять же, не хватает клейма о том, как в базилике Святого Петра прозвучал голос ангела, призвавший найти праведника. О нем рассказал слуга Алексия, – объясняет историк. – На изображении отец пробует, но не может взять письмо из рук умершего.
26. То самое письмо
Царь и члены семьи читают пергамент с историей жизни Алексия. Как они сумели его получить? Согласно житию, письмо было в руках мертвеца. Но взять его смогли только обратившись с молитвой к нему – ладонь разжалась, люди смогли взять пергамент и узнать правду.
Родители плачут, но другие жители Рима радуются, так как узнали, что в их городе жил такой праведник.
27 и 28. Похороны
Алексия в дорогом, украшенном драгоценными камнями гробу несут на руках в базилику Святого Петра. Это первая многолюдная сцена – на ней целых 5 человек, что очень контрастирует с другими лаконичными изображениями, на которых обычно максимум 2 фигуры.
Толпа ликует из-за того, что узнает в их городе родился и жил святой.
Дополнительная информация.
Далее следуют ещё два клейма, которые не связаны с циклом жизни святого Алексия. На одном изображен апостол Пётр и ангел-хранитель (29). Надпись сложно прочитать даже после реставрации.
Из-за потерянной фразы мы не совсем точно знаем, какой сюжет здесь изображен. Слева, вероятно, ангел-хранитель: в XVII-XVIII веках как раз стали появляться иконы с их изображением, – поясняет сотрудник музея. – А вот выбор апостола Петра мог быть результатом столичной моды изображать на иконах небесных покровителей царей. Образ святого Алексия человека Божия был написан уже при Петре Первом. А у Петра в свою очередь тоже был сын - Алексей. Поэтому икона могла быть откликом на его рождение. И тогда образ апостола Петра добавили как небесного покровителя отца родившегося наследника.
В следующей сцене (30) мы видим родителей Богоматери. Это эпизод с зачатием Богородицы. Иоаким и Анна молились Богу, чтобы он подарил им ребёнка.
– Последнее клеймо перекликается с первой сценой цикла: родители Алексия так же просят высшие силы о помощи. Сюжет очень похож. Мы не можем точно знать, почему были добавлены 2 последних сюжета, но я предполагаю, что в честь святого Алексия человека Божия и также Зачатия Богородицы мог называться храм, для которого написали икону. Ну и заказчики иконы могли попросить добавить для себя определенные сюжеты с конкретными, соименными им святыми – добавляет Алексей Гульманов.