В Москве представили икону святого, которая читается как графический роман

В Музее имени Андрея Рублёва представили необычную икону святого Алексия человека Божия. На ней представлена жизнь праведника в 30 клеймах. Икону можно прочитать как графический роман – по горизонтальным рядам, слева направо. Окунуться в древнюю историю святого помог куратор и научный сотрудник музея Алексей Гульманов.
В Москве представили икону святого, которая читается как графический роман
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва.
Икона, общий вид.

В центре иконы (среднике) изображен святой Алексий, над его головой образ Святой Троицы. На нём рубаха нищего – бордовый хитон, ноги босые. Руки сложены на груди – распространенная поза на изображениях святых. Алексий написан с помощью приёма живоподобие – популярное направление для XVII века с акцентом на реалистичность.

Вокруг средника расположены клейма – прямоугольные композиции со сценами из жизни святого.

Рождение Алексия

Клеймо 1.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва.
Клеймо 1.

На первом клейме мы видим родителей Алексия, знатных римлян по имени Евфимиан и Аглаида, которые долго не могли завести ребёнка.

Эта сцена имеет особое значение, - говорит Алексей Гульманов. - Набожные христиане страдали без детей, но в итоге, уже немолодыми людьми, вымолили себе наследника. Алексий – долгожданный ребенок, можно сказать, дар небес.

Крещение

Обратите внимание на краски, использованные не только в этой сцене, – говорит Алексей Гульманов. – Много красных, жёлтых и других насыщенных оттенков. Это добавляет театральности сюжету. В некоторых клеймах красные шторы как-будто обрамляют сцену.

Клеймо 2.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 2.

3 и 4. Алексий изучает грамоту

На двух следующих слайдах Алексий учится: сначала грамматике, риторике, а потом Священному Писанию. Тогда к нему и приходит мысль о том, что его место не в доме родителей среди роскоши, а рядом с Богом.

Клеймо 3.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 3.
Клеймо 4.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 4.

5. Родители решают судьбу сына

Не зная о решении юного Алексия посвятить жизнь Богу, родители решают женить сына и выбирают ему невесту из царского рода.

Клеймо 5.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 5.

6 и 7. Венчание и пир

Пара венчается, а затем наступает праздничный пир.

– Обратите внимание на детали одежды. На каждом участнике сцены яркие красные сапоги. Для того времени символ настоящей роскоши. Кстати, потом Алексий будет изображен босоногим, - объясняет учёный.

Клеймо 6.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 6.
Клеймо 7.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 7.

8 и 9. Не сложившаяся брачная ночь

Алексий объясняет своей жене, что он не может нарушить свое обещание Богу. Брачной ночи у пары не будет. Алексий отдает ей свой перстень, и его юная жена остаётся одна на брачном ложе.

Клеймо 8.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 8.
Клеймо 9.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 9.

10. Одинокая молитва

Оставив жену, Алексий начинает читать молитву.

– Иконописец этот момент подчёркивает особенно. Не во всех версиях жития Алексия есть сцена молитвы после несложившейся брачной ночи, – добавляет эксперт. - Но художник решил сделать на этом фокус: будущий святой держит обет, который не готов нарушить даже ради молодой супруги. И это последнее клеймо, на котором он в богатых одеяниях.

Клеймо 10.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 10.

11. Превращение

Алексий снимает роскошную одежду и обувь и остаётся в одной рубахе. В ней он будет до самого конца. Так иконописец показывает превращение из обычного человека в праведника, который должен отказаться от комфортной жизни.

Клеймо 11.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 11.

12 и 13. Послание с небес и путешествие

Святой готовится к путешествию: перед тем как сесть в лодку он молится. Небеса ему дают знак, направив три луча, которые выглядывают из тёмно-синих облаков.

Клеймо 12.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 12.

На следующем клейме Алексий уже в лодке. Композиции похожи, но иконописцу удалось избежать однообразия и сделать каждый эпизод легко узнаваемым. Он очень подробно описывает жизнь святого. - продолжает Алексей Гульманов.

Клеймо 13.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 13.

14. Путь на восток

Алексий решает, что его дорога ведёт в город Эдесса.

Если присмотреться, то можно увидеть, что на каждом клейме есть надпись с таким кратким описанием. На 14 изображении ошибка – город почему-то назван Эфесом, который находится на побережье современной Турции. Но иконописец имел в виду Эдессу, - поясняет Алексей Гульманов. – На что указывает изображение Нерукотворной иконы Христа, находившейся в этом городе.

Клеймо 14.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 14.

15. Новая жизнь

Алексий в бедной одежде молится перед Нерукотворной иконой Христа в новом городе.

Клеймо 15.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 15.

16. Отказ от богатства

Алексий отдаёт кольцо нищим . Так он демонстрирует отказ от богатства и стяжательства.

– Почему-то иконописец изобразил этот сюжет только с кольцом. Хотя известно, что святой взял с собой многие драгоценности, которые потом отдал беднякам. Возможно, художники как-то по-своему поняли текст, – добавляет учёный.

Клеймо 16.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 16.

17. Нищенство

Святой Алексий прожил в Эдессе 17 лет во дворе церкви. Этот отрезок жития иллюстрирует 17 клеймо – уже заметно постаревший мужчина в бедном одеянии принимает милостыню и кусок хлеба. В то время Алексий почти не ел и только по воскресеньям позволял себе это мирское удовольствие.

Клеймо 17.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 17.

18. Опять в дорогу

По словам эксперта, в этой части цикла пропущен эпизод о том, как люди узнали, кто такой Алексий на самом деле. Богородица явилась пономарю церкви у которой жил Алексий и рассказала, что бродяга вовсе не простой человек, а праведник. На него свалилась слава, а вместе с ней – искушения, поэтому он решает отправиться в другой город.

Клеймо 18.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 18.

19. В родных краях

Алексий садится в лодку и плывет куда глаза глядят. Через некоторое время судьба приводит его в Рим. Он встречается со своим отцом, так как хочет жить в родном доме, но тот совсем не узнает его. Алексия впускают, но как бедного бродягу – только из жалости.

Клеймо 19.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 19.

20 и 21. Отчий дом

По-прежнему не узнавая сына, отец дарит ему слугу, который должен помогать и ухаживать за Алексием. У него появляется даже своя небольшая комната.

– На иконе нет этой сцены, но из жития известно, что остальные слуги плохо относились к гостю: Они издевались над ним, били и сливали на него помои, – рассказывает эксперт.

Клеймо 20.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 20.
Клеймо 21.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 21.

22 и 23. Признание в письме

Алексий просит у слуги чернила и пергамент. Ему необходимо рассказать о своей жизни и признаться в том, кем же он является на самом деле. Он решил это сделать, так как понял, что скоро умрёт. Алексий пишет свое прощальное письмо – эту сцену из клейма часто изображают на отдельных иконах.

Клеймо 22.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 22.
Клеймо 23.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 23.

24. Конец мирской жизни.

Алексий заканчивает свой жизненный путь, над ним склонился ангел. Тут классическое в иконописи изображение кончины праведных.

Клеймо 24.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 24.

25. Отец узнаёт правду

Опять же, не хватает клейма о том, как в базилике Святого Петра прозвучал голос ангела, призвавший найти праведника. О нем рассказал слуга Алексия, – объясняет историк. – На изображении отец пробует, но не может взять письмо из рук умершего.

Клеймо 25.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 25.

26. То самое письмо

Царь и члены семьи читают пергамент с историей жизни Алексия. Как они сумели его получить? Согласно житию, письмо было в руках мертвеца. Но взять его смогли только обратившись с молитвой к нему – ладонь разжалась, люди смогли взять пергамент и узнать правду.

Родители плачут, но другие жители Рима радуются, так как узнали, что в их городе жил такой праведник.

Клеймо 26.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 26.

27 и 28. Похороны

Алексия в дорогом, украшенном драгоценными камнями гробу несут на руках в базилику Святого Петра. Это первая многолюдная сцена – на ней целых 5 человек, что очень контрастирует с другими лаконичными изображениями, на которых обычно максимум 2 фигуры.

Толпа ликует из-за того, что узнает в их городе родился и жил святой.

Клеймо 27.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 27.
Клеймо 28.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 28.

Дополнительная информация.

Далее следуют ещё два клейма, которые не связаны с циклом жизни святого Алексия. На одном изображен апостол Пётр и ангел-хранитель (29). Надпись сложно прочитать даже после реставрации.

Клеймо 29.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 29.

Из-за потерянной фразы мы не совсем точно знаем, какой сюжет здесь изображен. Слева, вероятно, ангел-хранитель: в XVII-XVIII веках как раз стали появляться иконы с их изображением, – поясняет сотрудник музея. – А вот выбор апостола Петра мог быть результатом столичной моды изображать на иконах небесных покровителей царей. Образ святого Алексия человека Божия был написан уже при Петре Первом. А у Петра в свою очередь тоже был сын - Алексей. Поэтому икона могла быть откликом на его рождение. И тогда образ апостола Петра добавили как небесного покровителя отца родившегося наследника.

В следующей сцене (30) мы видим родителей Богоматери. Это эпизод с зачатием Богородицы. Иоаким и Анна молились Богу, чтобы он подарил им ребёнка.

Клеймо 30.
пресс-служба музея имени Андрея Рублёва
Клеймо 30.

– Последнее клеймо перекликается с первой сценой цикла: родители Алексия так же просят высшие силы о помощи. Сюжет очень похож. Мы не можем точно знать, почему были добавлены 2 последних сюжета, но я предполагаю, что в честь святого Алексия человека Божия и также Зачатия Богородицы мог называться храм, для которого написали икону. Ну и заказчики иконы могли попросить добавить для себя определенные сюжеты с конкретными, соименными им святыми – добавляет Алексей Гульманов.