В Москве показали советский Harley-Davidson и мотоцикл за 25 миллионов

Мотоцикл за всю свою почти 140-летнюю историю успел примерить на себя роли боевой машины, спортивной техники, семейного транспорта и игрушки богачей. Обо всём моторазнообразии Metro рассказал Сергей Симонов, реставратор и коллекционер мототехники
В Москве показали советский Harley-Davidson и мотоцикл за 25 миллионов
Елена Купцова
На ВДНХ показывают уникальные мотоциклы

На ВДНХ в Гараже особого назначения открылась выставка, посвящённая мотоциклам. Рассказываем о самых любопытных экземплярах.

Дореволюционный мотоцикл

Один из самых первых мотоциклов начала XX века конструктивно представлял собой велосипед с мотором: рама, пробковые рукоятки, цепной привод. Сначала ездоку нужно было разогнаться механически, а потом поддерживать постоянную скорость. Сцепления как такового при этом не было, и при слишком быстром разгоне мотор мог заглохнуть. 

"Мото-Рев-Дукс" был собран на московском заводе "Дукс" – это единственный сохранившийся экземпляр, застрахованный на 25 млн рублей:

Первый советский "Харлей", собранный в Харькове.
Елена Купцова
Первый советский "Харлей", собранный в Харькове.

Советский "Харлей"

Первый советский Harley-Davidson разрабатывался в Харькове: от легендарного американского мотоцикла ему достались бензобак и мотор, а аналог рамы взяли у BMW. Для разработок иностранные прототипы мотоциклов закупались частным образом – специалисты в институтах изучали разнообразные модели, в дальнейшем дорабатывая их самостоятельно. Всего было выпущено 400 таких экземпляров, а на сегодняшний день в бережных руках реставраторов сохранились всего полтора. 

Юный мотолюбитель засмотрелся на семейный "Иж Юпитер".
Елена Купцова
Юный мотолюбитель засмотрелся на семейный "Иж Юпитер".

Семейный транспорт 

"Иж Юпитер" фактически стал предтечей автомобиля в семье – в отличие от машины, мотоцикл с коляской могли позволить себе гораздо больше советских семей. Собирался он на Ижевском мотозаводе, и в зависимости от модели такой байк мог стоить от 600 до 1500 рублей. Его использовали круглый год: возили детей в школу, встречали родных на вокзале, забирали картошку с дачи, а со временем, когда появлялась возможность, покупали автомобиль марки "Запорожец".

Кастомизированный байк – настоящее произведение мотоциклетного искусства.
Елена Купцова
Кастомизированный байк – настоящее произведение мотоциклетного искусства.
Обитатель мотоциклетного аквариума – изумрудная рыбка-петушок.
Елена Купцова
Обитатель мотоциклетного аквариума – изумрудная рыбка-петушок.

Кастом-байк

Кастомайзинг – отдельное ответвление мотоискусства, в котором люди, отказываясь от серийного производства, создают уникальные байки своими руками. Этот эпатажный мотоцикл – скорее демонстрационный проект, хотя на нём действительно можно передвигаться. В основе байка – Harley-Davidson и чистый полёт фантазии: низкое седло, футуристический бензобак сделан из трубы дымохода, а в качестве подножки в конструкцию встроен цилиндрический аквариум с компрессором и живой рыбкой внутри. Настоящий стимпанк!

Aurus Merlon – электромотоцикл почётного эскорта. Это подразделение органов государственной охраны было образовано в СССР в 1956 году.
Елена Купцова
Aurus Merlon – электромотоцикл почётного эскорта. Это подразделение органов государственной охраны было образовано в СССР в 1956 году.

Мотоцикл почётного эскорта

Aurus Merlon – электромотоцикл, возродивший советскую традицию почётного мотоэскорта. В этом году машина сопровождала Владимира Путина на инаугурации, а вскоре она сможет поступить в свободную продажу. Мотоцикл полностью собирается в России: он бесшумный, за 4 секунды разгоняется до 100 км/ч, а максимальная его скорость – 280 км/ч. Примечательно в байке и его название: "мерлоны" – это зубцы крепостной стены, за которыми оборонявшиеся могли укрыться от обстрела врагов. Символично, что такие архитектурные элементы украшают и кремлёвские стены.