В Центре визуальной культуры Béton открылась выставка "Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов". Здесь авторов расположили от А до Я: разглядывая их снимки в таком порядке, можно узнать историю важнейшей эпохи фотоискусства.
Илья Ильф. "Смычка Турксиба", 1930 г.
– В конце 20-х годов наш знаменитый писатель Илья Ильф, один из авторов «12 стульев», увлекается фотографией, – рассказывает Metro Алексей Логинов, директор ЦВК Béton.
Его коллеги-писатели даже испугались, что Ильф перестал писать. Но всё изменилось, когда они с Евгением Петровым поехали репортёрами на смычку Турксиба.
– И вот эта сцена (железнодорожники несут большого начальника) помогла создать «Золотого телёнка». Ильф писал, что фотографии – "моя визуальная записная книжка".
Михаил Калашников. "Иосиф Сталин и Геля Маркизова", 1936 г.
Пропаганда в советское время играла важнейшую роль. И снимок Калашникова – один из ярчайших её примеров.
– Вот взяли девочку и сделали её героем кадра, – говорит Алексей Логинов. – Таким образом хотели показать, с какой теплотой Сталин относится к детям.
Но неожиданно всплыла одна деталь, спрятавшая снимок в стол:
– Когда начали раскручивать эту кампанию, оказалось, что у девочки... (директор делает паузу) репрессировали родителей.
В итоге снимок пришлось отправить в корзину, искать ещё одну девочку и делать новую фотографию.
Роберт Диамент. "Портрет лётчика М. М. Громова". 1937 г.
– Громов долетел до Америки через Северный полюс после Чкалова. Он пролетел даже дальше и установил новый мировой рекорд, – говорит Алексей.
Но на снимке Громов не похож на советского героя:
– Обычно все портреты делают в форме, а здесь он в такой «тройке», элегантный денди. Почему? Потому что в 1939 году он попал в альбом лучших фотографий советского периода для США. Там показывали достижения СССР. И он в таком костюме стал ближе к американскому зрителю, чем к советскому. В лётной форме его бы не поняли. Потрясающе, что этот альбом потом напечатали и для российского читателя на русском языке, но этой фотографии там уже нет! Для американского зрителя он свой человек, успешный. Вот так выглядел, по их мнению, успех в жизни. А для советского читателя герой должен быть в форме, в орденах, то есть с заслугами перед обществом.
Алексей Темерин. "Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, Д. Шостакович, А. Родченко", 1929 г.
– Темерин был актёром и присутствовал на постановках всех театральных представлений, – рассказывает Алексей Логинов. – На этом снимке он запечатлел момент репетиции пьесы Маяковского «Клоп».
Снимок уникален. Здесь присутствуют все ведущие представители советского авангарда:
– Сам автор – Маяковский, Родченко – художник по костюмам, Мейерхольд – постановщик пьесы и композитор, который написал музыку к этой пьесе, – Шостакович, – перечисляет Алексей.