В Москве показали первую в России "ядерную аптеку": Metro выяснило, как она работает

Первую в стране "ядерную аптеку" презентовали на Московском онкологическом форуме, сейчас в ней производят пять препаратов, ещё семь находятся в разработке
В Москве показали первую в России "ядерную аптеку": Metro выяснило, как она работает
Скриншот Youtube
Один из препаратов в ядерной аптеке делается при помощи радиоизотопа рения-188.

Сегодня для диагностики и лечения онкологических заболеваний успешно используются методы ядерной медицины, а именно – применяют радиофармпрепараты. В отличие от химиотерапии, попадая в организм, радиоактивные вещества действуют адресно и направлены на больные клетки, уменьшая побочные эффекты. Они доставляют определённые дозы радиации непосредственно к опухолям и их метастазам.

– Радиофармпрепарат состоит из транспортной молекулы и радиоактивного изотопа, который к ней крепится. Он направляется в определённый орган, ткань или на патологический процесс, – объясняет Metro радиолог, президент Российского общества ядерной медицины Максим Смолярчук. – Несущая часть определяет, куда этот препарат придёт, а изотопная – для чего он предназначен. Благодаря специфической адресной доставке в опухолевые клетки радиофармпрепарат при помощи гамма-камеры или ПЭТ-томографа также позволяет нам увидеть все опухолевые очаги в организме. Поэтому эта технология используется ещё и для диагностики онкозаболеваний. 

У злокачественной клетки есть рецептор, он как замочек, мы берём "ключик" – транспортную молекулу, крепим на него радиоактивный изотоп. "Ключик" подходит к "замочку", вставляется и изнутри облучает опухоль.
Максим Смолярчук, врач-радиолог

По словам эксперта, радионуклидная терапия используется, когда другие методы лечения не помогли. Особые успехи достигнуты в отношении рака щитовидной железы, простаты, нейроэндокринных опухолей, в лечении костных метастазов различных опухолей.

– Эта терапия значительно продлевает жизнь пациенту. Выглядят радиофармпрепараты как обычная жидкость, правда, рядом верещит дозиметр, но вся радиация остаётся внутри пациента, – добавляет Максим. – Микрочастицы облучают только те места, в которые попадают, поэтому для остальных он безопасен. После многих видов терапии пациентов сразу после процедуры можно отпускать домой. Но это возможно не со всеми радиофармпрепаратами. Например, при терапии радиоактивным йодом пациент нуждается в изоляции в специальных радиационно-защитных палатах.

Некоторые радиофармпрепараты изготавливаются сегодня в так называемых ядерных аптеках – в радиохимических лабораториях, где есть безопасное для этого оборудование из свинца и высокие уровни защиты от радиации. Первая в России и самая крупная создана в Обнинске – в Медицинском радиологическом научном центре им. А. Ф. Цыба, это филиал Национального медицинского исследовательского центра радиологии.

– "Ядерная аптека" не похожа на аптеку в привычном понимании, – рассказывает Metro Валерий Крылов, заведующий отделением радионуклидной терапии научного центра. – Это лаборатория, где стоят радиохимические боксы, в которых можно приготавливать препараты. Там же – оборудование для контроля качества получаемых препаратов. Мы готовим там препараты с использованием радиоизотопов – лютеция, актиния и рения. В промышленном виде в нашей стране их не производят.

"Ядерная аптека" – в значительной степени детище Василия Петриева, доктора биологических наук, радиохимика, который заведовал лабораторией до января этого года. В январе его не стало, но научные разработки продолжились. 

Василий Петриев за работой.
официальный сайт "НМИЦ радиологии" Минздрава России
Василий Петриев за работой.

– Сегодня мы производим здесь пять препаратов, – пояснила Metro Оксана Власова, нынешняя заведующая лабораторией, ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук. – Например, три из них делаем с рением-188 (цифра в конце означает массу элемента. – Прим. ред.). Он используется для лечения больных с костными метастазами, неоперабельным раком печени, а также лечения хронического синовита, воспалительного заболевания суставов. В конце года планируем ввести в "аптеку" новый препарат на основе лютеция-177 для лечения нейроэндокринных злокачественных образований. Лекарства мы готовим каждому пациенту по назначениям. Дозировку подбирает врач.

В "ядерной аптеке" НМИЦ радиологии сегодня также проходят исследования семь перспективных радиофармпрепаратов, которые находятся на разных стадиях – от разработки технологии, синтеза препарата до проведения клинических исследований уже полученного препарата.
Андрей Каприн, генеральный директор НМИЦ радиологии Минздрава России, академик РАН